Причины перехода из одного мира в другой
Заключение к разделу "Наш мир"
Согласно определению, данному в подразделе 10.1.2 "Ресурсная точка", наш мир - это мир личностей, в котором опорный уровень - уровень микролей. Микроль представлен частицей, лицо - частью клетки (в клетке два лица), личность - организмом. "Физическая точка" нашего мира - элементарная частица.
Наш мир охватывает всю вселенную, но когда мы говорим об обитании в нем, то понимаем, что обитание это возможно лишь в биологическом теле, - в основном, посредством "космического корабля", называемого Земля. Однако, у нас нет оснований считать, что так было и будет всегда. Есть вероятность, что Земля - не единственное место, в котором сейчас или раньше оказалось возможным полноценное обитание в нашем мире.
Наш мир предоставляет инструменты деятельности и общения. Простой пример: человек может считать в уме, но, может быть, легче это делать с карандашом и бумагой. Мы видим вещество и можем на него воздействовать - это наше преимущество. Мы телесно воплощены в структуры материального ресурса двух уровней (частицы, клетки), и тело наше использует удвоенную сложность культурной среды разума микромира. Мы оснащены мощным мозговым аппаратом, связывающим мышление с чуткими органами физического взаимодействия. Все это бледно представлено в среднем мире. И совсем этого нет в тонком мире, поэтому он, если можно так выразиться, "мир телепатии", а не физики. Зато там не надо думать о физическом здоровье.
Последнее является главной заботой нашего мира. Он сочетает максимум своего преимущества с максимумом своих бед, высочайшую радость любви с ужасом и страхом смерти.
В данном разделе наш мир описывается в терминах теории живого универсума.
Элементарная частица - это представление микроля, возникшее вместе с динамическими параметрами его (см. 8.5.6). Говоря о веществе, мы должны различать (1) наблюдаемость его в мезоуровне и (2) формальное вхождение в состав организма мезоуровня (10.1.5).
Физические частицы наблюдаются только в нашем мире - мы видим вселенную, наполненную веществом. Однако лишь ничтожно малая часть вещества образует организмы нашего мира. Подавляющая часть его формально входит в состав организмов других миров, хотя фактически в них (в мирах) не наблюдается, ибо там иной опорный уровень (10.1.2). Если частица не принадлежит клеткам организма нашего мира (а принадлежит, например, стулу), она формально (10.1.5) принадлежит организму среднего или тонкого мира.
Итак, организмы нашего мира содержат ничтожно малую часть наблюдаемого физического вещества (частиц) вселенной. Чуть большая доля частиц формально принадлежит организмам среднего мира. Основная же часть множества частиц формально принадлежит организмам личностей тонкого мира.
Но есть микроли, не проявленные в частицах (грешные не помеченные или безгрешные), и Мировой Ресурс на уровне микролей, в основном, принадлежит идеальному миру.
Объяснение
Вот передо мной тетрадь. В ней много частиц вещества, и каждая частица является представлением (8.5.8) микроля. Всякий микроль пребывает в составе какого-то лица, а лицо - в составе личности. Частицы, этих личностей, рассредоточены по вселенной, но по несколько частиц от каждой личности может пребывать в составе тетради, хаотично перемешанные в ней. Можно сказать, тетрадь является неполным представлением личностей среднего и тонкого миров. Это же относится ко всем косным телам нашего мира.
В отличие от тетради, биологическая клетка представлена частицами по-другому. Большинство микролей двух лиц представлены частицами, пребывающими в клетке. Такое представление обусловлено свойством компактности лиц (8.6.11).
Однако личности среднего мира не наблюдают и не ощущают свое представительство в составе тетради, так как их элементом опорного уровня является не микроль, а лицо (с-частица). А личности тонкого мира не наблюдают ни частиц, ни с-частиц. Им не видны физические объекты нашего и среднего миров. Поэтому я говорю, что частицы лишь формально принадлежат организмам этих миров.
Все вещество вселенной является совокупностью фрагментов плоти монад.
В излагаемой доктрине нет проблемы возникновения клетки, как продукта спонтанного усложнения. Предполагается, что клетка существует на базе культурной среды микролей (9.2."Живая клетка").
Все популярные гипотезы зарождения клетки исходят из того, что она появилась где-то во вселенной, а затем размножилась и распространилась. Если бы она возникла впервые в разных местах, то скорее всего конструкция ее имела бы ряд радикально различных вариантов.
Однако, клеточную сложность не корректно называть возникающей. Она является универсальным "встроенным" элементом мирового Ресурса, и повсеместно представлена структурами культурной среды микролей. Ее универсализм обусловлен универсальностью популяций микролей.
Физический пол имеют многие существа, обладающие физическим телом. Физический пол является представлением метафизического пола (8.3.8) и играет важную роль в процессе воспроизведения живых организмов. Но собственно женское и мужское начала связаны именно с метафизическим полом. Телесная любовь имеет самоценное значение. Когда некоторые говорят, что цель половой связи - только зачатье, они далеки от истины.
Сексуальные отношения порой являются важным стимулом существования. Не могу согласиться с отрицательной квалификацией их. Если секс совершается по обоюдному согласию влюбленных (без ущерба для окружающих), его нельзя считать греховным. Сексуальные отношения - это неизбежное следствие наличия физического тела у обитателей нашего и среднего миров.
Эволюция земной жизни мезоуровня представляется приблизительно так:
На вопрос "Что такое человек?" мой ответ таков: человек - это современный субъект симбиоза в составе личности, имеющий бикомпактный (9.2.4) организм нашего мира.
Земля находится в регионах многих культурных сред мезоуровня, и разумный вид, по идее, входит в состав общин разных сред. Получается так, что люди на Земле изначально были разделены своей принадлежностью к разным культурным средам и общинам (разным супервизорам и отказникам). Причем, некоторые общины могли быть "избранными" в своих средах.
Как личности мы существуем с начала времени слоя, но созданы в разных культурных средах. Однако личности и их члены симбиоза не могут общаться (обмениваться лицами), находясь в разных культурных средах, и скорее всего потребность тесного взаимодействия заставила индивидов осуществить миграции с изменением среды постоянного пребывания. Видимо, были периоды в истории, когда между культурными средами протекали интенсивные массовые перемещения личностей, и продолжались они до тех пор, пока процессы взаимодействия не достигли устойчивого состояния минимума миграций.
Я придерживаюсь точки зрения, согласно которой разумная земная жизнь в настоящее время протекает, в основном, внутри одной культурной среды личностей. Эту среду я назвал средой Земли.
Мы наблюдаем часть космоса (например, солнечную систему), представленную в нашем мире частицами среды Земли. Остальную вселенную мы видим благодаря процессам миграции и рассредоточения, идущим на всех уровнях Ресурса.
Неразумные виды жизни представлены популяциями флоры и фауны. Они являются членами симбиозов (8.7.4) в составе личностей и могут обитать в разных мирах (не обязательно там, где субъект симбиоза). Совокупности неразумных особей личностей не образуют общины, но организмы особей опираются на общины лиц. Возможны два варианта: (1) община лиц является основой одной особи, (2) община лиц является основой многих особей. Всё зависит от характера реализации компактности множества лиц (9.2.4). В первом варианте община лиц - это одно компактное множество, представленное в нашем мире одним существом. Во втором - община лиц распадается на ряд независимых компактных (в среднем мире) подмножеств, каждое из которых представлено в нашем мире отдельным существом.
Например, особь муравья скорее всего базируется на подмножестве лиц общины, а все такие подмножества образуют муравейник. Т.е. общине соответствует не отдельная особь "муравей", а весь муравейник. То же, вероятно, можно сказать о многих видах насекомых, растений, микроорганизмов. Размножение таких особей имеет свои особенности.
Появление субъектов симбиозов в нашем мире возможно только при избрании особей, представленных первым вариантом.
Возникает вопрос: Как сосуществуют особи одного симбиоза, в частности, - субъект и стадо? Они живут в одной культурной среде, но не обязательно в одном мире обитания. Какие отношения складываются между ними? Человек, например, ест мясо, убивает животных, но может ли быть такое, что эти его жертвы являются "братьями" по симбиозу? Скорее всего - может. У нас нет явных признаков принадлежности особей к одному симбиозу, но потребность в пище - достаточно сильная причина пренебречь жизнью не только "брата"-животного, но, подчас, и человека. Падший мир использует все возможные материальные ресурсы в борьбе за существование, и земная экология достаточно беспощадна. Полагаю, деятельность человека, со временем, вытеснила основное множество его "братьев по симбиозу" в средний и тонкий миры, и животные, убиваемые человеком, относятся к симбиозам, субъекты которых обитают в среднем и тонком мирах.
Есть и прямое свидетельство недружественного отношения особей симбиоза - взаимоотношение земных общин, которые представляют собой базу особей симбиоза макроличности (10.3.15). Постоянная междоусобица, вражда, войны людей говорят о трудном сожительстве макроособей, в том числе - с субъектом макроличности, какой бы общиной он ни был представлен.
Такая же ситуация в среднем мире, и лишь в тонком (где нет физического тела), быть может, она мягче.
Супервизор культурной среды личностей является родителем, учителем и судьей личностей. Причем родителем он является не в земном понимании акта рождения, а во вселенском - он творит автономии Мирового Ресурса, преобразуя часть своей бесконечной сложности в личности. Он творит в начале времени слоя. Макроличность содержит одного супервизора уровня личностей и некоторое количество (по числу общин) отказников.
У нас нет реальной возможности отличить отказника от супервизора. Ведь личность-отказник живет в царстве культурной среды личностей (9.1.4) и нами не наблюдаем, а супервизор - вне культурной среды личностей. Отказник также является нашим учителем и судьей. Во многих эпизодах, там, где в Священных текстах называется Бог, с моей точки зрения, - это отказник. Супервизор материю не создает и в материи не действует. И отказник, как житель идеального мира, в материальных процессах не участвует, но он плотно включен в дела общины и участвует в них опосредованно (см. 6.1.6 "Бог и связь миров"). Для отказника супервизор - также родитель, учитель, судья.
Повторю сказанное в подразделе 6.1.2 "Вера": Для Бога-супервизора важна не только наша вера, но (1) чтобы мы в поступках желали друг другу только добра, (2) чтобы восходили в Его смыслах, помогающих нам любить и понимать друг друга - понимать Замысел, заключенный в Его творении.
Учение отказника опирается на учение супервизора и содержит основу идеологии, проистекающей из императивов отказника. Идеология конкретизирует идеи поведения членов общины в реальных условиях среды обитания.
Супервизор и отказник не управляют а учат. Управлением заняты субъекты падших миров.
Я рассматриваю продолжение жизни индивида в качестве обитателя другого мира. Эта тема - важнейшая в данном разделе (и видимо, в метафизике).
Излагаемые конструкции трактата не противоречат науке физике, основной язык которой - математика. Математическое здание порождает пирамиду схем и алгоритмов, скрывающую под своим покровом истину мироустройства, которую мы, в принципе, способны воспринять и ощутить в красках живых картин. Увы, это здание не просто скрывает иной путь познания, но своим прагматизмом как бы обесценивает его.
Деятелей науки я делю на две категории: (1) допускающих существование невидимого мира наряду с видимым, (2) отвергающих это существование, не признающих дуалистической природы мироустройства, убежденных материалистов. К первым относилось большинство ученых, живших до 20 столетия, их убеждения я разделяю.
Что касается позиции вторых, то необходимо отметить следующее: В дуалистической картине мира трансцендентную часть выразить адекватно математически невозможно. Это мешает технократическому мышлению найти какую-либо пользу в размышлениях о трансцендентном. А познание, лишенное прагматический цели, кажется излишним, фантастичным. Поскольку говорить о продолжении жизни личности невозможно без привлечения метафизических конструкций, то с неприятием дуалистической природы мироустройства отвергается сама возможность обсуждения этой проблемы (как и всей доктрины живого универсума). В этом смысле материализм - мировоззрение пессимистическое.
Загадку продолжения жизни можно разгадать только по подсказке самой жизни. Возможно, мы ее (разгадку) когда-нибудь получим, но при условии, что высоко ценим жизнь. Счастье имеет живое воплощение.
Центральной гипотезой трактата является гипотеза бесконечной сложности всякой Ресурсной монады. Возникновение монады есть возникновение ее сложности. Это, в принципе, может происходить: (1) в акте рождения, где монада мгновенно появляется целиком, и (2) в процессе последовательного созидания, где становление объекта протекает в соответствии с его креативным алгоритмом.
Первый вариант согласуется с гипотезой творения супервизором монад в начале времени слоя. Супервизор выделяет часть своей бесконечной сложности и создает автономный Ресурс. Бесконечность сложности последнего никак не препятствует этому акту, но она является препятствием во втором варианте. Ибо алгоритм исполняется последовательно, и если он бесконечен, то на ограниченном интервале времени нереализуем. В течение большого периода времени слоя монада многократно мигрирует из одного мира в другой, меняя состав элементов подчиненного уровня. Но она продолжает оставаться бесконечно сложной.
Если допустить, что нет продолжения жизни личности, то вся метафизика теряет смысл: практически, все религии становятся лишенными основания, и большинство верований народов оказывается ложным. Все лучшее, что есть в человеке, в его этике, дерзании, любви - все пронизано отсутствием страха смерти. Бояться смерти должен робот в металле и робот в человеке. Больше всех боится тот, кто видит себя просто телом - набором элементов из детского конструктора "Лего", усложненного лишь микросхемами и программами - тот, кто жизнь свою посвятил таким же играм - тленному, материальному, потребительскому, - деньгам, власти, славе.
Смерти, конечно, страшатся все. Но каждый по-своему. Одни боятся предсмертных страданий, другие - прекращения избранной деятельности, незавершенности творчества, третьи - небытия. Тяжкие страдания смерти обусловлены покиданием родных и любимых. Небытие нам не грозит, но нас ждет иное бытие - жизнь в разных мирах обитания.
За свою многовековую историю человечество должно было создать культуру перехода в иной мир, - перехода естественного, лишенного трагедии. У некоторых народов такая культура была (вероятно, и осталась), но цивилизация с ее новыми знаниями и соблазнами никак не способствовала сохранению этой культуры.
Замечание
Мечты человека о бесконечной или продолжительной жизни на Земле не могут осуществиться. Жить долго в падшем мире (7.6.3) - это все равно, что долго жить в концлагере - мы не выдержим, отупеем. Фактически мы проживаем лишь начальный период обитания - мы не тупеем и подчас успеваем насладиться радостями земного обитания. Земная жизнь хороша для детей, а смерть в старости избавляет нас от насилия и боли. Мы переходим в другую среду, и там вновь проживаем период адаптации к новому обитанию - только этот период.
Мечты о долголетии должны сочетаться с мечтой о том, чтобы жизнь наша стала более доброй. Падший мир делает эти мечты фантазией.
Говоря о продолжении жизни, мы предполагаем сохранение в новом бытии важнейших атрибутов старого, дающих основание новому присвоить имя старого. Новое само должно в себе узнать старое, почувствовать его продолжение, признать его прежние "обязательства"; только такое продолжение может называться продолжением жизни.
При переходе особи в другой мир сохраняются:
В этой теме наиболее важным и трудным является вопрос о самоузнавании особи. Особь переходит в новый мир, сохраняя перечисленные атрибуты. Но в ней происходят изменения. Почему и каким образом она ощущает себя продолжением некоторой предшествующей особи? Человек, например, это продолжение не ощущает.
Рассмотрим миры обитания в таком порядке: тонкий, средний, наш. Организм обитателя каждого следующего мира в этой последовательности содержит некоторые фрагменты, дополняющие организм обитателя предыдущего мира. В среднем мире появляется физическое тело из вещества с-частиц, в нашем - физическое тело из вещества частиц. Переходы вдоль этой последовательности сопряжены с обретением новых свойств и навыков существования, они "заглушают" события старой жизни, запечатленные в памяти особи, не находят ассоциаций в новом мире. Память событий заполняется заново, и самоузнавания не происходит.
Со сменой миров в обратной последовательности переходов (от "нашего" до тонкого) нет этапа выращивания новых компонент тела, исчезают грубые и высвобождаются более тонкие моменты в памяти и в переживаниях. События прежней жизни индивид воспринимает в новом свете, находя иное их представление. Здесь он узнает себя, свою жизнь, свое окружение, и это дает ему основание для идентификации старого в новом. Таким образом, последовательность переходов, утончающая плоть особи, переживается, как продолжение жизни, а в обратной последовательности таковой не воспринимается. В целом, наш мир не имеет явных признаков продолжения жизни, а другие миры такие признаки имеют.
Но дело не только в порядке следования миров. Обратим внимание на следующую последовательность событий: (1) индивид переходит из среднего мира в наш мир, (2) проживает жизнь в нашем мире, (3) возвращается в средний мир. В результате, он оказывается в том же теле, котором был до события 1 (см. 9.3.4). Вероятно, он переживает новое существование в среднем мире, как продолжение старого, а жизнь в нашем мире воспринимает, как почти "приснившуюся".
В средний мир можно попасть из нашего мира и из тонкого. Переходы из тонкого мира лишены самоузнавания, а из нашего мира - таковое содержат. В этом смысле можно утверждать, что жизнь пришедших в средний мир из тонкого мира содержит детство, пришедших из нашего - детства не имеет.
Важную роль в данном феномене играет процесс пополнения смыслового багажа личности. Багаж растет во всех мирах текущего слоя.
При переходе индивида в иной мир происходит переключение его априорного внимания (9.1.3). Попадая из тонкого мира в средний мир, индивид обретает внимание к физическому телу. Община лиц его становится компактной. Компактность общины лиц - необходимое условие образования организма среднего мира. Для перехода из среднего мира в наш одного желания индивида недостаточно. Надо, чтобы нашлась родительская пара, способная зачать и родить на Земле этого индивида. А с другой стороны, если нет в среднем мире необходимости такого перехода, возможно ли осуществить зачатие?
Причин перехода из мира в мир может быть несколько, но основная, как мне представляется, - старение. Старение - это явление падшего мира, оно присуще всем трем мирам - нашему, среднему, тонкому. Старение содержит два процесса - физический и моральный. Физическое старение далеко не всегда сопровождается моральным. Старики, как правило умирать не хотят. Но в тонком мире моральная причина - единственная. Просуществовав большое время в тонком мире, особь начинает ощущать пресыщение и разочарование в его ценностях, в реалиях и законах, выражающих данный "способ падения". Особь ищет способ иного существования, и испытав все возможное, находит его, наконец, в изменении своего тела - помимо текстового тела, она обретает физическое.
В тонком мире любого уровня всегда присутствует некоторое множество особей, готовых осуществить переход в средний мир, - есть тенденция образования форм типа клеточных. В частности эта тенденция проявляет себя на уровне лиц, переходящих из тонкого мира своего уровня в средний (уровня лиц). Основное множество переходов здесь осуществляется в массовых миграциях, сопровождающих процесс рождения овеществленной особи нашего мира, см. 9.3. В составе особи старшего уровня часть лиц обретает "организованное" взаимосвязанное существование (10.2.7) в мегаполисе клеточного тела особи старшего уровня.
Средний мир во многом похож на наш, и ошибкой является предположение, что умирая, мы попадаем в место райского блаженства. Нет, это мир материальных отношений, где надо трудиться, заботиться о жилище, одежде, питании. И проблемы возникнут уже с первых дней проживания. Ведь мы там не рождаемся, у нас нет там детства, хотя, вероятно, окажемся в коллективе, где на первых порах о нас позаботятся, научат общаться. А в принципе, переход из одного состояния в другое, в общем, не должен резко менять для нас этическую обстановку. Улучшение или ухудшение условий жизни надо чем-то заслужить.
Ранее (см. 10.2.7) для описания жизни среднего мира мезоуровня я сравнивал его со средним миром лиц. В частности, я полагаю, что, по аналогии с клеткой биологического организма, существуют бинарные семейства (9.2.2) среднего мира, так называемые с-клетки. Биологическая клетка является бинарным семейством среднего мира уровня лиц. Она возникает в процессе перехода особей лиц из тонкого мира в средний (см. 9.3.3 "Земное рождение"). Аналогично, с-клетка содержит две особи личности и возникает в процессе перехода особей личности из тонкого мира в средний мир мезоуровня.
Но я здесь говорю о переходе особи личности в средний мир из нашего мира. Существуют, таким образом, два варианта перехода (10.2.7) в средний мир: (1) из тонкого мира с обретением компактности (по аналогии с описанным в 9.3.2), (2) из нашего мира (9.3.4). Т.е. в среднем мире обитают популяции особей двух типов.
Попав туда, мы, вероятно, встретим родных, друзей, знакомых, ушедших раньше нас, если они еще там живут и если их интегральная характеристика в пространстве среднего мира совпадает с нашей. Как мы их узнаем? В этом варианте перехода сохраняются черты жителя среднего мира до овеществления (9.3.4). Кроме того, текстовое тело (9.1.7) остается почти таким, каким оно было в нашем мире.
Замечание
Если человеку известно, что, умирая, он продолжит жизнь в среднем мире, почему бы ему в определенных обстоятельствах не совершить самоубийство? В тяжелейших ситуациях, в лагерях смерти, в мучениях и страданиях, когда жизнь казалась совершенно бессмысленна, обреченные на смерть люди боролись за жизнь. Религии осуждают самоубийство. Почему? Мой ответ таков: смерть человека влечет за собой апокалипсис его общины лиц (точнее, лиц "первого роя"). А лицо - монада мирового Ресурса - столь же ценно, как и личность мезоуровня. Убивая себя, мы убиваем целый коллектив общины лиц. Мы не имеем права это делать.
Местоположение в пространстве уровня Ресурса определяется интегральной характеристикой (8.6.5) монад Ресурса. Индивид сознательно живет в пространстве, порожденном интегральными характеристиками монад опорного уровня. Таковым для нашего мира является уровень микролей. С переходом в средний мир меняется опорный уровень, им становится уровень лиц. И если два человека находились поблизости в нашем мире, то в среднем мире они могут оказаться весьма удаленными друг от друга.
Между интегральными характеристиками монад разных уровней отсутствует корреляция.
Интегральная характеристика монад может исполнять одну их двух функций: Если данный уровень является опорным, интегральная характеристика его монад задает старшим уровням метрику пространства мира обитания. Если уровень является уровнем наблюдателя, указанная характеристика имеет социальный статус и сродни обретенному богатству в среде монад.
В общем случае, близость индивидов определяется близостью значений ряда интегральных характеристик. В нашем мире - трех уровней (микролей, лиц и личностей), в среднем мире - двух уровней (лиц и личностей), в тонком мире - одного уровня (личностей). Например, можно предположить, что есть люди, близкие друг другу не только в нашем мире, но (одновременно) и в среднем - люди "очень близкие".
Мы объективно оказываемся среди тех, кто имеет сходный набор интегральных характеристик. Однако реально близость мы ощущаем в мире, где функционирует наше априорное внимание (9.1.3). В нашем мире мы хорошо видим и осознаем только пространственную близость и почти не чувствуем близость обитателей среднего и тонкого миров (9.1.8).
Рассмотрим
бинарное семейство индивидов нашего мира. В семействе имеет место интенсивный обмен
общин (лиц) с-частицами.
Замечание 1
"Близость" здесь означает нечто более содержательное, чем малое расстояние.
Замечание 2
Выше я использовал понятие "интегральная характеристика монады". Но правильнее говорить об интегральной характеристике особи симбиоза в составе монады (см. 8.7.5).
Пирамида Мирового Ресурса имеет много уровней, и каждый из них, в зависимости от контекста, может быть назван либо уровнем наблюдателя (10.1.2), либо опорным уровнем Для монад любого уровня их уровень жизни является уровнем наблюдателя, а какой-то другой - опорным. Например, в зависимости от выбора опорного уровня, определяются три мира обитания, аналогичные мирам обитания мезоуровня (наш, средний, тонкий), связанные переходами (10.2.6).
Внимание монад опорного уровня "генерирует" динамические параметры этих монад. Значение их масс и импульсов возникает на уровне наблюдателя. Внимание уровня наблюдателей привлечено к текстовым и физическим телам объектов (9.1.8). Последние представляют собой совокупности элементов опорного уровня.
Два мира могут иметь один и тот же опорный уровень, но отличаться уровнем наблюдателя. Такой случай имеет место, например, когда мы сравниваем наш мир личностей (мезоуровня) и средний мир уровня лиц. В последнем, среди прочих, обитают лица нашего организма, они представлены клетками (точнее, клетка содержит два лица). "Генерация" динамических параметров (массы, импульса, энергии) монад указанных двух миров осуществляется одним и тем же тонким миром микролей. Но трансляция информации о процессах на уровне микролей осуществляется разными процедурами порождения динамических параметров опорных элементов.
При переходе личности в средний мир (мезоуровня) уровень лиц становится опорным, где генерация динамических параметров лица осуществляется на основе общих текстов лица (8.4.6).
Наблюдаемый уровень монад не меняется при жизни в слое, а опорный уровень может меняться многократно.
Макроличности являются элементами макроуровня. В состав макроличности входит культурная среда личностей (9.4.3 "Старшие уровни").
В каком мире макроуровня обитает макроособь симбиоза в составе среды Земли? Здесь важно указать на опорный уровень макромира.
Опорный уровень содержит, в основном, рассредоточенные множества элементов Такими уровнями, в частности, являются: (1) уровень личностей тонкого мира, (2) уровень лиц среднего мира, (3) уровень микролей нашего мира. Только первые два годятся в качестве опорного уровня макроличностей. Первый может служить опорным в мире, подобном среднему миру мезоуровня; второй - подобном нашему.
Уровень Мирового Ресурса, состоящий только из компактных элементов, не может исполнять функцию опорного. Компактные элементы могут входить во множество компонент уровня лишь формально (10.1.5). Личности нашего овеществленного мира своим клеточным телом, формально, входят в состав макроособей.
Феномены "сгущение" и "компактность" похожи, но их следует различать (8.6.11). В трактате понятие "компактность" используется - для характеристики размещения элементов общины монад. Элементы компактного множества близко расположены в пространстве, и их интегральные характеристики почти одинаковые. Община находится в компактном состоянии, если стимулы пребывания в нем являются необходимым атрибутом ее существования (8.6.12). Компактность - оберегаемое свойство общины.
Сгущение - это совокупность "тесно" размещенных в пространстве монад, принадлежащих разным рассредоточенным общинам (общинам, содержащим рассредоточенное множество монад). Буду говорить о микролях и их общинах. Как и в компактном множестве, микроли сгущения имеют мало отличающиеся интегральные характеристики, но близко расположенные микроли, в основном, относятся к разным общинам. Общины в сгущении представлены отдельными подмножествами; остальные микроли этих общин "рассыпаны" по вселенной (и возможно, пребывают в составе других сгущений). В сгущениях в основном протекает обмен между общинами.
В трактате я исхожу из предположения, что внимание особи проявляется в одном из миров, и не может быть такого, что оно проявлено сразу в двух мирах обитания. Как правило, внимание особи присутствует там, где ее организм компактен. Однако в биологическом организме бикомпактной (9.2.4) особи имеет место компактность в двух мирах - в нашем и среднем, т.е. особь способна проявить внимание либо в нашем, либо в среднем мирах (см. 10.2.5 "Зрение Ванги", 11.4 "О сновидениях"). Есть причины, по которым организм своим вниманием оказывает предпочтение нашему миру. В частности, - стремление к целенаправленному механическому движению. Особь вынуждена обращать внимание на объекты, среди которых она движется и с которыми, благодаря движению, взаимодействует.
Растение в нашем мире относительно неподвижно, ему нет особой необходимости обращать внимание на что-либо. А между тем растение (например, дерево) имеет два роя лиц. Напомню (см. 10.2.2 "Рой"): компактная община лиц бикомпактного организма имеет две части. Одна часть (условно названная "первым роем") состоит из компактных лиц, другая ("второй рой") состоит из некомпактных лиц. Своим вниманием растение живет в среднем мире, а в нашем представлено неподвижным клеточным телом.
Итак, существуют два множества обитателей среднего мира:
Почему одни земные виды способны к перемещению, другие - неподвижны? Полагаю, важнейшей причиной этого разделения является следующая: Община лиц организма обладает полным набором подсистем (9.1.10), помогающих организму адаптироваться в среде обитания. Но, возможно, первый рой, будучи составляющей общины, обладает лишь малой частью этого набора. Неполнота подсистем обрекает клеточный организм на растительное существование в нашем мире.
Падшие миры вобрали в себя тяжесть грехопадения, и наш мир в этом особенно преуспел. Везде, куда ни глянешь, материальные отнош8ния людей вытесняют духовную составляющую жизни. Мы стремимся жить в мире духа, будучи заключенными в мир неотвратимой реальности.
Рассмотрим, например, жизнь общин. Община должна быть единодушной, идеологически однородной, целостной, управляемой. Поведение ее членов должно соответствовать принятым установкам и заповедям. Но осуществимо ли это для людей, озабоченных обретением минимального материального ресурса, в обществе, раздираемом мирскими страстями? Одно лишь деление человечества на этносы и государства исключает реализацию указанного единства. Можно определенно сказать, что земные общины - самые слабые в мирах обитания. Значительное число людей живет вне общин. Их убежденность в правоте материализма, подтвержденная житейской практикой, сильно подтачивает основы религиозной идеологии.
Единственное, чем наш мир разума может представлять интерес для остальных миров - своей наукой (и возможно, искусством). Среди наук максимально абстрагированная от свойств вещества наука - математика. Этика и математика - универсальные вселенские знания.
Человека, прежде всего, интересует судьба его и ближних. Если он верит в продолжение жизни в иных мирах, то внимание его больше обращено к мировым инвариантам, к абсолютным ценностям.
Но верит ли он, или уговаривает себя? Уж очень страшна мысль о том, что все предположения о продолжении жизни призрачны, нереальны, что видимый материальный мир - единственное место существования, и со смертью все закончится, ничего не будет. Тысячи мудрецов ломали голову над этой проблемой; они ушли, не оставив нам убедительных доказательств продолжения жизни. Здесь тот случай, когда нам нужно сделать свой выбор и поверить в него. Но беда в том, что в этом серьезном вопросе мы пренебрегаем этической логикой и выбор делаем, опираясь, как обычно, на логику рациональную.
Существование этического инструмента выбора нам показывает практика. Сколько раз, опираясь на этику, мы находили более приемлемое решение. Почему же в данном случае нам не поверить этике, которая громогласно заявляет о продолжении жизни, о суде и ответственности перед своим будущим, о величественном мире жизни сознания. Мы должны, хотя бы в данном вопросе, прислушаться к тихим звукам этики, которые всегда звучат и к которым мы давно привыкли.
Дата последней коррекции страницы: 26.06.20