К началу

 

Глава 10. МИРЫ

 

10.1 МИРЫ ОБИТАНИЯ

 

Ресурсная точка

Миры, среды, уровни

О тонком мире

Обитание

Формальное вхождение

Компактность и регион

Равноразумность

 

10.1.1 Введение

Миры обитания мезоуровня (8.2.7) это: "наш", средний, тонкий, идеальный.  Тема жизни в потустороннем мире - не редкая в религии и литературе. Есть описания перехода в иные миры (например, "Тибетская книга мертвых", "Жизнь после жизни" Р. Моуди). Есть книги, описывающие "стационарную" жизнь в них (например, книга Сведенборга Э. "О небесах, о мире духов и об аде"). Говоря о "потустороннем мире", я пытаюсь, прежде всего, выяснить, что это такое.

Необходимо различать структуру Мирового Ресурса и структуру материализации его уровней. Первая является онтологическим инвариантом мира; признание существования ее является главной особенностью "физики живого универсума". Вторая неизбежно связана с местом в пространстве и атомарностью воспринимаемой сложности. Соответственно, нужно различать понятие "уровень Ресурса" и "мир обитания". Все миры обитания есть на каждом уровне.

Индивид живет в том мире, где бодрствует его внимание. Главную роль здесь играет свойство компактности культурных сред его организма. В литературе сходного содержания можно встретить понятие "параллельные миры". Я не знаю, что оно в точности означает. Если, скажем, подпространства n-мерного пространства, то это здесь не рассматривается. А так, вполне возможно, "параллельные миры" - и есть миры обитания. Я считаю, что их только четыре, и они разные. Не следует также миры обитания отождествлять с воображаемыми вселенными мультиверса (8.7.2."Мультиверс и дуализм").

Иные миры "не прячутся" от нас в каких-то тайных местах и разрезах вселенной. Они содержат видимое вещество вселенной. Но вещество представляет их обитателей в "рассыпанном" (для нас) виде. Можно говорить лишь о "формальной принадлежности" (10.1.6) вещества объектам среднего и тонкого миров (10.3.1). Наше вещество не представляется там как составляющая структуры объектов, например, как в нашем мире - составляющая тела человека.

Я старался объяснить далеко не очевидную конструкцию. Убежден, что усилия читателя, который постарается в ней  разобраться, не будут напрасными, он откроет для себя красивую и стройную картину реальности.

 

10.1.2 Ресурсная точка

Данный подраздел является центральным в текущей главе и в теме "Миры".

В иерархии Мирового Ресурса много уровней (об уровнях см. 8.2.7 "Уровни Ресурса"), но мы обычно фиксируем свое внимание на двух - на уровне самой жизни (например, личностей) и уровне его элементарных "атомов". Первый уровень я называю "уровнем наблюдателя", второй - "опорным". Так, человек - житель мезоуровня (8.2.7)  (уровня личностей), а физический мир его "генерируется" опорным уровнем микролей.

Микроль - это "Ресурсная точка" нашего мира, "атомарный" элемент опорного уровня. Ему соответствует "физическая точка" - элементарная частица (например, лептон, кварк). Частица есть представление микроля (8.5.8).

В качестве опорного может выступать другой уровень, например, - уровень лиц или самих личностей, и тогда, вместо нашего мира, образуются другие миры. Если уровнем наблюдателя является мезоуровень, то фиксация того или иного опорного уровня задает мир обитания:

Обитание индивида есть сознательное присутствие его внимания в мире, восприятие процессов опорного уровня. Рождение и смерть связаны с появлением и исчезновением этого присутствия.

В любом мире обитания опорный уровень предстает  двойственно  - как совокупность физических элементов и как совокупность живых организмов (8.5.8).

Пространства миров мезоуровня (8.2.7) возникают по одной и той же схеме, изложенной в разделе 8.6."Место". Разница между ними лишь в том, какой опорный уровень участвует в процедуре порождения пространства . Все определения времени, пространства, динамических параметров нашего мира переносятся на процессы, происходящие в среднем мире и, частично, в тонком. Достаточна лишь замена терминов. Например, там, где говорилось о микроле и частице нашего мира, для среднего мира нужно говорить о лице и с-частице. Таким образом, мезоуровень имеет не одно, а три сосуществующих вместилища. Идеальный мир вместилища не имеет (10.5.4).

Понятие "Ресурсная точка" несет следующую смысловую нагрузку:

  1. Указывает на некоторый опорный уровень Ресурса, компоненты которого (монады) представляются (8.5.8) условно компактными элементами.
  2. Выделяет подструктуру Ресурса, базирующуюся на этом уровне.
  3. Фиксирует особое качество Ресурса: внимание членов культурной среды опорного уровня учитывается в процедуре порождения динамических характеристик элементов (8.5.6) мира обитания. В результате, возникают "физические" частицы.
  4. Интегральная характеристика (8.6.5) "точки Ресурса" задает метрику пространства-времени мира обитания и местоположение "физической точки" в нем.
  5. Восходящие смысловые процессы во внутренних коллективах монад задают собственное время (8.6.4).
  6. "Ресурсные точки" пребывают в обменном взаимодействии. Микроли обмениваются субмикролями, лица - микролями, личности - лицами.

В мире личностей сосуществуют все миры обитания, различающиеся своими опорными уровнями, и всякая особь сознательно обитает в одном из них, что определяется свойствами ее тела и априорного внимания (9.1.3 ). 

Обычная физика отталкивается от факта существования материи в форме частиц, входящих в состав всех объектов мира. Ее редукционизм носит методологический характер, а в общем - идеологический. Однако увидеть в атомарности проблему и предмет анализа может только теория, признающая неисчерпаемость мира.

В подразделе 8.1.5."Ресурс и миры обитания" была приведена следующая таблица сопоставлений; ячейкам таблицы левого столбца сопоставляются ячейки трех правых столбцов - в зависимости от мира обитания: Таблица показывает, какими "физическими" элементами представлены в разных мирах Ресурсные элементы первого столбца.

Объекты структуры Ресурса

Наш мир

Средний мир

Тонкий мир

Личности Организмы С-Организмы T-Организмы

Т-Частицы

Лица Клетки С-Частицы  
Микроли Частицы    

Эта таблица, по мере знакомства с материалом, станет для читателя более понятной. В ней рассматриваются Ресурсные компоненты, обладающие "телом". Для помеченных (8.3.2) компонент (монад) имеет место следующее: Во вселенной

Еще раз подчеркну: здесь речь идет об помеченных (материализованных) монадах. Ибо есть не помеченные, и их, возможно, большинство.

Замечание

Можно сказать, что наш мир трехуровневый, средний мир - двухуровневый. Далее можно применить это определение к любому миру наблюдателя. В частности, можно предположить, что мир наблюдателя, аналогичный нашему, есть на уровне лиц, т.е. некоторая часть лиц живет так же в трехуровневом мире.

 

10.1.3 Миры, среды, уровни

Обитание индивида в том или ином мире данного уровня обусловлено, в основном, свойствами его тела. Однако всякий индивид принадлежит какой-то определенной культурной среде (8.2.9), оказываясь (возможно, неосознанно) в сфере влияния ее супервизора и во внимании членов среды. Принадлежность к культурной среде не связана с типом тела, и не корректно говорить об обитании в культурной среде. Культурной среде могут принадлежать индивиды, обитающие в разных мирах. Общине также могут принадлежать индивиды разных миров, за исключением, идеального. Всякая Ресурсная монада содержит, в общем случае, пять компонент. Перечислю их на примере макроличности (монады уровня, пребывающего над мезоуровнем, см. 9.4.3):

  1. супервизор (например, Бог главной среды Земли),
  2. царство личностей (часть идеального мира),
  3. подмножество особей личностей, обитающих в тонком мире мезоуровня,
  4. подмножество особей личностей, обитающих в среднем мире мезоуровня,
  5. подмножество особей личностей, обитающих в нашем мире мезоуровня.

Личности типа 2-5 образуют культурную среду мезоуровня. Субъекты личностей 3-5 могут входить в состав общин.

 

Понятия "мир обитания" и "уровень" ортогональны в том смысле, что четыре мира обитания возможны на любом уровне.

Фиксируя внимание на Ресурсной монаде, мы должны отличать миры обитания особей ее внутреннего симбиоза (8.7.4) от миров обитания членов ее внутренней культурной среды. Например, особи симбиоза, входящие в состав лица, могут жить в разных мирах обитания уровня лиц (но в одной культурной среде), что зависит от свойств компактности их тела (образованного общиной микролей). Однако  каждая община микролей может иметь фрагменты всех трех миров уровня микролей, и царство микролей лица принадлежит идеальному миру.

 

10.1.4 О тонком мире

В тонком мире уровень наблюдения и опорный уровень, формально, - один и тот же. Тонкий мир не чувствует структурности Ресурса (отсутствует пункт 2 из вышеприведенного описания "Ресурсной точки"). Тело его обитателей - это текстовое тело (9.1.7). 

Существует важное отличие свойств внимания жителей нашего и среднего миров от свойств внимания жителей тонкого мира: Внимание первых приковано, в основном, к физическому телу, а внимание тонкого - к текстовому. Благодаря вниманию к текстам, рождается энергия-импульс. Динамические параметры (8.5.6) и пространства нашего и среднего миров "генерируются" обитателями тонких миров опорных уровней. В этом заключается уникальная роль тонкого мира.

Мы говорим: "генерация физики" происходит в тонком мире опорного уровня: для нашего мира - в тонком мире микролей, для среднего - в тонком мире лиц. В частности, интегральная характеристика микролей (8.6.5) задает метрику пространству нашего мира (мезоуровня).

В тонком мире личностей внимание к текстовому телу личности формально задает энергию-импульс абстрактной т-частице. Но если бы внимание его было отвлечено т-частицами, то эти частицы не могли бы существовать, так как сами образованы вниманием к текстам-мотивам (см. 10.4.3).

 

10.1.5 Обитание

В мезоуровне сосуществуют четыре мира, но особь личности проявляет постоянное активное внимание лишь в одном мире. В нашем мире особь может обитать в бикомпактном состоянии (9.2.4). Рождение и смерть связаны с обретением и потерей бикомпактности и переключением внимания (9.1.3) в наш мир и из него.

Если организм индивида лишен бикомпактности в нашем мире и не компактен в среднем мире, индивид в этих мирах не обитает; он обитает в тонком или идеальном мирах. Если же индивид обитает в нашем мире, то в среднем мире он оказывается "за окном". Он пользуется некоторым вниманием среднего мира, но сам к среднему миру внимания  не проявляет (10.2.4).

Зависимость наиболее вероятного места обитания личности (последний столбец) от состояния компактности ее общины лиц и общин микролей такова:

 

Община лиц Общины микролей, Мир обитания
Рассредоточена Рассредоточены Тонкий
Компактна Рассредоточены Средний
Компактна Компактны Наш
Рассредоточена Компактны Наш (микроорганизмы)

 

Компактность представления плоти элементами опорного уровня является важным условием обитания в том или ином мире, но все же не достаточным. Необходим еще сам выбор опорного уровня, а этот выбор зависит от свойств априорного внимания (9.1.3).

Параметры элементов опорного уровня определяются вниманием их друг к другу (например, энергия-импульс частицы зависит от внимания микролей среды микролей, см. 8.5.6).

 

10.1.6 Формальное вхождение

Ресурс всякой монады иерархичен (исключение см. 9.4.2). Его структура пирамидальна. Монада содержит часть пирамиды Мирового Ресурса, в которой есть "старший" и подчиненные уровни. Среди подчиненных (для монад падших миров) есть опорный уровень (10.1.2). Уровни пирамиды от старшего до опорного включительно образуют "физический" организм монады. Элементы уровней ниже опорного я называю формально входящими в состав монады. В частности, косная субстанция нашего мира формально входит в состав организмов, фактически обитающих в тонком и среднем мирах мезоуровня.

Формально входящие элементы участвуют в процессах, жизненно важных для организма (см. 10.4.2, 11.3.5). Уровень, непосредственно подчиненный опорному, назову предопорным уровнем. Например, в нашем мире уровень микролей является опорным, а субмикролей - предопорным.

 

10.1.7 Компактность и регион

Поскольку количество микролей в составе культурной среды (микролей) ограничено, существует в пространстве нашего мира такая область, внутри которой оказываются все частицы культурной среды микролей. Назовем ее "регион среды микролей в нашем мире". Сказанное относится к монадам любого уровня, в частности: существует в пространстве среднего мира такая область, внутри которой оказываются все с-частицы культурной среды лиц - это регион среды лиц в среднем мире. Регион определяется "разбросом" интегральных характеристик членов среды. Для рассредоточенной среды он велик, для компактной - относительно мал.

Регион компактной среды не сводится к точке, он имеет ненулевой объем. Члены компактного коллектива испытывают два противоречивых желания - стремление к универсальности и стремление к уникальности. Стремление к универсальности интегральной характеристики, собственно, и порождает компактность. "Близость" этих характеристик (почти одинаковость) способствует  обмену между членами коллектива. Они сближаются и до определенных пределов "теснятся". Эти пределы определяются вторым стремлением - желанием уникальности, информативности, непохожести.

Интегральная характеристика - это аналог "богатства" индивида, показатель его "благосостояния". Важна вариация интегральной характеристики вокруг некоторого среднего значения. Именно вариации определяют "благосостояние" индивидов. Интегральная характеристика индивида сформировалась за долгий период времени жизни в слое в разных культурных средах, и все, кто оказался в данной компактной среде, имеют интегральную характеристику, близкую к усредненной. Проблемы социального равенства и справедливости определяются вариациями интегральной характеристики вокруг ее среднего значения.

 

Важной особенностью компактных культурных сред является малая вероятность взаимной миграции их членов. Ведь миграция осуществляется путем "переучета", без изменения места монады в пространстве. Фактически, для миграции требуется пространственное пересечение регионов сред. Но малость регионов существенно уменьшает указанную вероятность, хотя упрочняет связь между монадами. В частности, такая связь реализуется в бинарном семействе (9.2.2) лиц, образующих биологическую клетку.

Малая вероятность пересечения регионов компактных сред микролей обуславливает малую вероятность прямого обмена клеток частицами. Однако биологический организм имеет в своем составе и рассредоточенные среды микролей (9.3.5); реальный обмен клеток частицами осуществляется через эти среды.

 

Сказанное относится и к общинам лиц. Общины обмениваются лицами, но реально этот обмен возможен, если хотя бы одна из взаимодействующих общин рассредоточена в пространстве среднего мира, т.е. когда регионы сред лиц пересекаются.

 

Элемент опорного уровня является условно компактным, он представляется "точкой" в пространстве уровня наблюдателя. Например, частица (микроль) является "точкой" в нашем мире. Однако волновые свойства частиц (8.6.9) обусловлены возможностью их взаимодействия (обменом субмикролями) на любом расстоянии друг от друга. Так же лицо - условно компактный элемент среднего мира.

 

10.1.8 Равноразумность

Общение индивидов, в некотором роде, везде "равноразумно". Представим себе, что априорное внимание индивида переключилось из нашего мира в средний, или наоборот. Багаж смыслов личности при этом не меняется. Можно ошибочно предположить, что простота физической субстанции среднего мира, отсутствие разнообразия вещественных форм порождает слабые требования к разумности. Жизнь нашего мира пользуется, например, звуком и светом, образующими каналы информации, поэтому мозг содержит развитые центры формирования и обработки зрительных и слуховых образов. Но в среднем мире совсем другой наполнитель пространства.

Я думаю, если у индивида среднего мира есть глаза, то и они светятся умом, хотя мозговой аппарат его иной. Ибо разумность не зависит от развитости аппарата обработки внешних сигналов. Ведь высший накал страстей и изощренность умственной деятельности достигается вокруг реальности, не привязанной к материи. Ее объекты всегда "человечны" - правда и ложь, добро и зло, любовь и предательство, совесть, дружба, знакомства, расставание, понимание, объяснение и т.д. Кроме того, в любой среде, на любых средствах отображения дух находит себе "полотно" высокого искусства. Не тело, а именно дух, воплощающий соприсутствие Абсолюта, определяет разумность личности. См. 10.2.7.

Условием индивидуальной разумности является наличие опоры на избранную общину лиц (9.1.5). Это условие не зависит от мозгового аппарата. О феномене мышления см. раздел 11.3 "Мышление".

Замечание

Ни шахматный компьютер, ни арифмометр сознанием не обладают, и относительно высокая сложность первого не дает ему никаких преимуществ - он, как и арифмометр, "не знает, что делает". Однако, если бы и тот, и другой стали обладать сознанием, то в этом случае они бы отличались, как шахматист от дикаря, и оба стали бы индивидами, способными к общению друг с другом. Сознание - это нечто значительно более весомое, чем умение считать.

 

продолжение Миров обитания

 

Дата последней коррекции страницы: 18.06.17

К началу