К началу

 

12.5 СКАЗКА О ТАЙНЕ

Никто не видел электрона, но физик знает, что это такое. Есть квантовая электродинамика, есть формулы, есть исчерпывающее описание свойств электрона. Однако никакие описания картины "Мона Лиза" не способны заменить ее саму. Тот, кто не слышал Луи Армстронга, никогда не узнает, что значит блюз в его исполнении. Здесь сущность демонстрирует себя непосредственно, и только в соприкосновении с собой приоткрывает свою тайну. Наконец, самой глубокой тайной, тайной всех тайн, является личность. Мы далеко не всегда отдаем себе отчет в том, что ежесекундно в общении прикасаемся к тайне, и что только общение способно дать нам почувствовать ее. Тайна личности не абстрагируема, она всегда конкретна, познание ее игнорирует опыт. Знания мы накапливаем и храним, как запас, а с тайной мы живем.

Личность хранит в себе сокровенное для самой себя и тайное для всех. Сокровенное есть тайна любви и печали. Любви разделенной и неразделенной. Печали предательства и раскаяния. Сокровенное - есть история падений и становлений, путь восхождения. Тайное для всех (и самой личности) есть божий замысел в личности, вечный соблазн неисчерпаемого познания (и самопознания). Познание это особое - не через слова и понятия, а через соприкосновение, взаимное погружение, растворение. И не просто растворение, а умное, нравственное сопереживание.

Что здесь делать науке? Удивительно, мы столь много говорим о науке, сколь ничтожен ее предмет в сравнении с главной тайной, постигаемой без нее, помимо нее. Но это парадокс нашего времени.

 

Расскажу историю, сюжет которой мне встречался в художественном произведении. Однажды знаменитый физик профессор Икс, путешествуя по океану, попал в кораблекрушение. По счастливой случайности он оказался в небольшой лодке, которая вынесла его на берег. Там его приютили туземцы. Знания физики пригодились ему для изобретения некоторых полезных приспособлений из местного материала. Туземцы его полюбили за доброту и открытость характера.

Икс был еще молод и влюбился в симпатичную девушку. Девушке он тоже понравился, и они совершили обряд бракосочетания по обычаям племени. У них появились дети. Икс был убежденным христианином, но все попытки обратить туземцев в свою веру закончились неудачей. Вскоре он увидел, что у них есть довольно развитая и по-своему безукоризненная система представлений, которая, впрочем, не мешала общению. Люди были беззлобные, простодушные, не глупые. Время шло, и жизнь его потекла просто, безоблачно, счастливо. Он обрел знакомых, друзей. Про науку и прошлый мир свой вспоминал все реже.

Но однажды к берегу причалил корабль, и на нем оказались старые знакомые с материка. Они с удивлением узнали знаменитого Икса и рассказали ему массу интересных новостей. Что-то шевельнулось в его груди, он ощутил себя вновь гражданином цивилизации и воспылал неистовым желанием вернуться в ту жизнь, в ее дела и заботы. Как одержимый, оглушенный громом, не видящий ничего вокруг, он бросился на борт уходящего корабля, лишь в последнее мгновение, заметив на берегу одинокую фигурку любимой жены. Но сомнения еще не тронули его. Корабль набрал скорость. Он уехал навсегда.

В своей стране он обрел новые долги и обязанности, но, по-настоящему, не прижился. В последних достижениях физики разобрался быстро, но физика его уже так не занимала. Что-то надломилось в его душе, изменило ценности. Он затосковал. Он никогда раньше не испытывал такую тоску по прошлому. Перед ним стали постоянно возникать лица добрых, умных, зовущих людей покинутой страны; он к ним тянулся, но дотянуться не мог. Там остались его родные - дети, жена, друзья, там осталось его сердце. Их тайна была с ним, и уже ничто не могло вытеснить ее.

Часто можно было встретить Икса в кабачке за бутылкой хмельного, сгорбленного и уставшего. Вв потерях мы осознаем истинные ценности.

 

12.6 СКАЗКА О ПРУЖИНКЕ

Один юноша решил послужить королю и пришел во дворец поступать на службу. Человек он был разбитной, любил пожить в свое удовольствие, ценил деньги, богатство, власть. Не прочь был поучаствовать в сомнительных предприятиях, поиграть, покутить, пофлиртовать. В общем, что называется, современный молодой человек.

Его приветливо встретили во дворце, предложили присмотреться и выбрать занятие по душе. Он стал знакомиться с людьми, попробовал наладить дружеские отношения. Но никак не мог найти общий интерес. Деньги их не интересовали, в азартные игры не играли, спиртное не пили, с женщинами держались ласково и строго по этикету. А разговоры у них какие-то все возвышенные, о Боге, о любви, о красоте, поэзии, музыке. Вежливость и учтивость были изысканными до противного. Они чему-то радовались, о чем-то горевали, воздыхали, и как оказалось, все это из-за каких-то сентиментальных пустяков - не то сказали, не так посмотрели, не совсем поняли. В общем, любит - не любит. А все, что он знал и умел, никого не интересовало.

Скучно все это ему показалось, махнул он рукой и сбежал из дворца. Но что делать? Остались какие-то сомнения и неудовлетворенность. Может быть, он просто неуч? Надо учиться? Пошел поступать в университет. Там оказалось две двери. Одна небольшая, неброская, другая - широкая, красиво разукрашенная. Юноша остановился в раздумье, в какую дверь войти? Через первую дверь проходили люди с виду скромные, бедные. Через вторую - побогаче. Юноша подумал, что за второй дверью скрываются более важные, нужные науки, и он открыл ее.

Далее я воспользуюсь сюжетом сказки В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке". Юноша попал в городок-университет и окунулся в длительный учебный процесс. Первым был курс изучения "феномена Колокольчика", где преподавали геометрию изящных форм, теорию скульптуры, музыкальной композиции, светомузыки и др. Он научился проектировать и создавать прекрасное колокольное звучание. Но остался вопрос - кто или что заставляет колокольчики звенеть?

С этим вопросом он приступил ко второму этапу учебы под общим названием "феномен Молоточка", где в полной мере преподносилась динамка и статика удара. "Физика, физика, и еще раз физика" - так говорил профессор физики, не без основания гордившийся своим предметом. И уж, конечно, не обошлось без теории войн, истоков изящества боевого удара. Некоторые педагоги утверждали, что красота звука кроется не в колокольчике, а в молоточке, в его особом механизме удара. Но оставался вопрос - кто или что, собственно, принуждает молоточки ударять?

С этим уже мучительным вопросом наш молодой человек приступил к третьему этапу учебы под общим названием "феномен Валика". Профессор, главный знаток валиков, во вступительной лекции сказал так: "А теперь, друзья мои, постарайтесь поскорее забыть все, что вы изучали раньше, ибо главное в мире не действие, а управление действием". И тут началось: кибернетика, линейное и всякое иное программирование, социология, политэкономия, юриспруденция и даже теория блефа. "Мы управляем миром - с гордостью говорил "валик" (так звали профессора), - и от нас зависят его звуки". И все же по окончанию этого трудного этапа остался вопрос: "Ведь кто-то крутит валик, кто-то управляет управлением. Кто?"

И вот начался последний этап "феномен Пружинки". Не все доучивались до него, многие покидали университет. "Пружина жизни - наши желания" - такой лозунг висел у входа курса. Биология, психология и медицина были базовыми науками. Наш герой познал все врачебные профессии, став вдобавок экстрасенсом и филиппинским хилером. Годы учебы и практики пронеслись, как один день. Его с почетом и с дипломом "доктор всех наук" выпроводили за дверь университета, нагрузив богатством знаний. Пора бы передохнуть и начать нормальную жизнь.  Но, как и раньше, мешала назойливая  мысль: "А кто же заводит пружинку?" Огорчение было значительно острее и безнадежнее, чем раньше: Столько лет учебы, а суть вопроса все та же. Можно ли в таком состоянии являться на королевскую службу? Вспомнилось, что в университете есть вторая дверь, и он открыл ее.

 

Здесь он увидел каких-то совсем других людей и узнал совершенно иные премудрости. На первом курсе ему долго объясняли, почему человек должен определить свое место в пространстве и времени среди людей. На втором курсе речь шла о том, что зло требует наказание. На третьем пояснили, что это на самом деле не совсем так. "Не убий" - вот  первая заповедь поведения. На четвертом курсе, увидев, что ученик проникся предшествующим знанием, объяснили, что всякий человек требует признания и уважения чести и достоинства. "Не делай другому такого, что ты не хотел бы, чтоб делали тебе". После усвоения сказанного на пятом курсе он пришел к пониманию и переживанию любви к ближнему. "Делай другому то, что ты хотел бы, чтоб делали тебе".

Наш герой заметил, что в мире, где он жил, было много колокольчиков. Они были разнообразнее, красивее и звучали приятнее, музыкальнее. Но он не заметил стучащих молоточков. Как же они звучат, кто или что их приводит в движение? Этот вопрос он задал учителю. "Подожди - сказал тот - скоро ты сам все поймешь". Одновременно, учитель сообщил приятную новость - он принят на службу к королю, но должен совмещать ее с учебой.

На шестом курсе наш герой осознал, что он раб Божий - "Проси у Бога жизнь". На седьмом курсе понял, что он супруг Божий - "Проси у Бога здоровья для родных". На восьмом курсе понял, что он сын Божий - "Проси у Бога духовного здоровья". На девятом курсе понял, что он друг Божий - "Проси у Бога суда". На десятом, - что он собеседник Бога.

Однажды, он заметил, что многие колокольчики играют те мелодии, которые он хочет. Присмотревшись, он обнаружил прямую связь своего поведения с их музыкой. Притом, когда он на кого-то серчал, их звучание становилось более жестким, громким. Когда он любил, - играли мягче, замирали. Он понял, что колокольчики - это цветы, произраставшие на черноземе его души, что дух своим поведением определяет движение материи. В мире изначально есть разум, и только разум. Нет молоточков, нет валика, нет пружинки, следовательно, много лет учебы он потратил впустую.

А ведь там все это было - и молоточки и валик и пружинка. "Кто же тех-то заводит?" - спросил он учителя. Учитель вначале не понял, о чем его спрашивают, а потом предложил: "Пойди, погляди еще раз". И он вернулся в свой старый университет и увидел колокольчики, прижатые своими корнями к душам людей, - все, как и должно быть. А молоточков, валика, пружинки не было. "Вот так чудо" подумалось ему, и он спросил у студентов: "Вы видите молоточки?" -  "Конечно" ответили они, глядя на него, как на сумасшедшего, и стали подробно описывать их устройство.

Ничего он им не ответил, да и что он мог сказать? Они, как в сказке о голом короле, видели то, чего не было, но без чего мир представлялся невозможным. Это была их "теория всего и вся", отвечавшая на любые вопросы, помогавшая понять друг друга, приносившая свои плоды. Она давала то, что хотели, и они хотели именно то, что она давала.

 

Как-то раз король призвал его к себе и попросил занять освободившуюся должность преподавателя науки "о пружинке" в старом университете. Он пришел во дворец и сразу понял все то, что так не понятно было в первый приход. Теперь он оказался готовым к дворцовой жизни, которая пришлась ему по душе. Он почувствовал силы и знания послужить королю.

 

Он стал учителем. Он и сам хотел вернуться в старый университет, чтобы помочь людям увидеть реальный мир. Он вошел в их заботы, радости и тревоги, делил с ними быт и досуг, участвовал во многих мероприятиях. Он был свидетелем и спутником их жизни. Они с ним советовались, делились переживаниями и мыслями. Шло время. Люди не отказались от идеи "пружинки". Но что-то изменилось в процессе познания. Они научились мыслить и задавать вопросы. Учитель не отнял у них веру в пружинку (он к этому и не стремился), но он открыл их души и поселил в них любовь и жажду истины. А что еще надо? Многие по окончании, пошли учиться во второй университет.

 

Прошло еще много лет. Что стало с университетом Пружинки? Он сильно изменился. Многие курсы прекратили свое существование. Исчезли курсы "Колокольчика", "Валика", да и самой "Пружинки". Не прижились они, не выдержали проверку временем. Остался лишь курс "Молоточка", переименованный в "Боевое искусство".

 

продолжение сказок

 

К началу

 

Дата последней коррекции страницы: 04.03.18