К началу

 

Глава 7. ОБЩЕСТВО

 

7.1.1 Введение

Человек - базовая ячейка общества, и при определении первичных отправных условий анализа общества мы должны отталкиваться от жизненных потребностей ячейки. Но дело в том, что эти потребности вовсе не всегда выражаются в желаниях индивида. Если спросить человека, что он хочет, что любит, то услышим, как в "денискиных рассказах", перечисление вкусного. Это и есть телесный подход. В большинстве случаев человек не знает своего счастья. Он уже давно стал придатком самообусловленных процессов производства избыточного материального блага. Он растерял цели и смыслы. Духовные мотивы этического максимализма звучат фантастично, хотя в них-то и заключено знание идеала.

Общество образуется как результат коллективного выбора, но общественное сознание не знает реального выбора. Выбора и нет на ниве удовлетворения потребностей человеческой плоти. Есть лишь гомеостат страстей, перманентно и драматично меняющий одно устойчивое состояние на другое. Эти изменения остаются в рамках, выстроенных всей предысторией человечества. Человек, появляясь на свет, вынужден перенять культуру, условности и ограничения социума. Взрослея, он пытается их преобразовать, задавая новые заботы будущим поколениям.

Центральная проблема общества, как системы регулирования отношений людей - проблема зла. Общество - есть механизм организации "дальних (неближних)" отношений, призванный минимизировать зло.

 

7.2 МОРАЛЬ, ЗАКОН, УЧИТЕЛЯ

Мораль

Законы

Идеология

 

У каждого своя дорога, но иногда она пересекается с дорогой другого человека, и кому-то надо уступить. Человеческая самость творит дискомфорт конфликта. Конфликт разрешается многими способами. Остановлюсь вкратце на них.

Мораль - фундамент отношений в социуме, совокупность неписаных правил поведения (впрочем, правила могут быть и записаны, но от этого они не обретают юридическую силу). Мораль определяет, что стыдно, а что не стыдно, на нее оказывают влияние культурные традиции, этнические и национальные особенности, общее благосостояние людей, законы социума и религия.

Законы образуют выраженную в слове и закрепленную в документах правовую базу отношений. Правила отражают социально-экономическое устроение общества, его систему вешек. Чем стабильнее социум, тем совершеннее законы, тем выше правовая культура граждан. Процесс формирования законов испытывает влияние морали и идеологий.

Идеологии также накладывают ограничения на поведение людей. Основное их поприще - мировоззрение; они навязывают свое и отрицают иное мировоззрение, беря порой на себя ответственную функцию оправдания зла. Обрастая развитой системой описания мира, идеология пытается дать ответ на все вопросы, унифицировать мысль и поведение индивида. По существу все мировые религии - суть идеологические системы. Они противостоят условностям и морали "светского" общества и в хорошем смысле творят человеческую культуру. Вне идеологий, как и вне мировоззрения, индивид не живет, поэтому влияние их сильное.

Духовные учителя пребывают в основании идеологий, но не отождествляются с ними. Трансформация учения в идеологию, - к сожалению, неизбежное историческое явление. Но чем чаще рождаются Учителя, тем заметнее и успешнее восхождение социума. Эпоха бездуховности, пошлости, меркантильности, холодной рассудочности очень нуждается в учителях, которые помогли бы вернуться человеку к своему возвышенному началу без риска общественного непонимания. Хорошие наставники способны внести свежую струю в одряхлевшую систему. Ведь люди следуют за яркими проповедниками, сумевшими проникнуться болью страдающей души, отразить ее чаяния в речах и делах, посеять надежду, утешить, обратить к разумному человеческому началу. Деятельность политиков создает белый шум вокруг осевой линии истории, медленный подъем которой обусловлен подвижничеством духовных учителей.

 

7.2.1 Мораль

Существует важное явление духовной жизни индивида, названное в главе "Смысл", восстановлением. Высшее духовное достижение личности фиксируется в ней навечно. Личность не часто пребывает в этом состоянии, но оно остается в ее глубинной памяти, образуя самое ценное достояние. Мы возвращаемся в свою высшую точку, когда ничто нам не мешает, или в раскаянии. Более того, возврат неизбежен, ибо с ним сопряжен основной смысл и стимул существования. По этой причине нам нужен отдых - не только от трудов, но и от людей. (Столпотворение - такая же беда, как и одиночество: мы лишаемся общения; ведь наши ячейки близости имеют оптимальные размеры.) В суетной жизни индивид настоящего отдохновения не получает.

Трудно находиться в высшей точке своего нравственного состояния и постоянно спускаться в пространство обыденных ценностей. Это требует нравственной жертвы. И легче оставаться на одном уровне, на одной плоскости, цепко держась за мораль и условности мира. Собственно, здесь-то и обнаруживается настоящее назначение морали. Ее смыслы доступны; она спасает людей от постоянного переживания грехопадения, она вообще уменьшает страдания совести. Мы не "падаем" уже потому, что и так пребываем низко, а раз не "падаем", то, следовательно, меньше грешим. Впрочем, это относительно - мы просто меньше сомневаемся.

Человек вынужден подчинять себя обстоятельствам, поступая, порой, в ущерб собственным принципам. Мораль помогает совершать жертву служения мамоне. Но если бы в личности не было процесса восстановления, человечества не существовало бы. Этот процесс идет постоянно и действует, как сжатая пружина, стремящаяся распрямиться.

Итак: (1) Мораль мира сего уменьшает общее число переживаний падения в грех. (2) Она добивается этого путем культивирования смыслов, которые для индивида не являются высшими. (3) Она внушает заинтересованность в пребывании на этом низком уровне - меньше падения. (4) Однако индивид тянется к своему высшему нравственному состоянию. Ему приятны минуты одиноких раздумий, полезно общение с природой. Возвращаясь в среду коллектива, он невольно стремится повысить планку морали. (5) Кому удается удержаться на вершине, тому удается улучшить свой смысловой "рекорд" в общении с Учителями. (6) Но мораль не отпускает от себя далеко. Чем выше стремление индивида, тем в большей мере оно становится личным подвигом.

Уровень культивируемых моралью смыслов является главным показателем состояния общества и определяющим фактором его прогресса.

Замечание 1

Приведу пример морально оправданной пошлости: труд за деньги на ниве помощи человеку. Есть страны, где профессия врача является высокооплачиваемой. Нас уже не удивляет факт постоянного заработка на болезнях человека. Жизнь на Земле протекает за счет жизни, но в данном случае - за счет больного. Если есть чем заплатить - лечить будут, если нет - не будут. Чем это не мародерство? Можно ли представить себе спасателя, берущего деньги у спасенного, раненного, покалеченного? По сути, целитель не должен требовать вознаграждения и жить должен "на подаяния и пожертвования". Но это невозможно. Мы либо во всем обязаны поступать лишь по душевному велению, либо за все брать мзду. В таком случае само общение высыхает, и любовь отчуждается, ибо, по логике вещей, и ей подобает иметь денежный эквивалент.

Замечание 2

Важной функцией морали является поддержание, оправдание, защита неравенства. Казалось бы, свобода современного цивилизованного общества гарантирует полное равенство людей. Но это равенство нарушается не диспропорцией материальных благ, а моралью, фактически идеализирующей эту диспропорцию. Нормальный человек понимает, что его достоинство не измеряется богатством, что миллиардер ничем не лучше его, и все мы равны пред Всевышним. Но, если бы это убеждение было полным и широко распространенным в массе людей, современной экономики не было бы. Мир озабочен мамоной.

 

7.2.2 Законы

Злом является намеренное действие, имеющее безнравственный мотив, направленное против личности. Такое действие содержит унижение человеческого достоинства, пренебрежение. Все, что мы совершаем от себя, от своего имени, без учета намерений соседа, может кем-то трактоваться как зло. В свободных сообществах, где правила еще не совершенны, так и бывает - многие произвольно трактуемые действия приводят к конфликтам, ссорам, дуэлям. Эти так называемые "неуставные отношения" зачастую являются настоящим бедствием, приносящим страдания и гибель. Поэтому совершенство общества во многом определяется совершенством действующей системы права. Закон берет на себя ответственность за некоторые неудобства, доставляемые вами вашим спутникам.

Но законы общества должны быть гуманными и непротиворечивыми. Законы должны быть запрещающими (как большинство заповедей), а не разрешающими. Это естественно: ведь мы стремимся к добру, а добро не требует разрешения; требуется запрещение зла. Причем, запрещать следует конкретные действия, а не принципы. Запрещающее законодательство менее ошибочно. Например, разрешение движения по правой стороне хуже запрещения движения по левой. Ибо в первом случае мы негласно "прокладываем рельсы". Также, вместо разрешения частной собственности лучше запретить посягательство на нее. Разрешается все, что не запрещено. Разрешительное законодательство возникает в обществе рабства и страха; запретительное - в обществе свободы. Законы особенно важны в свободном обществе, где есть риск трактовки свободы как вседозволенности.

Система законов и правил представляет собой механизм обезличивания ответственности за дискомфорт личности. В целом, она уменьшает зло, что дает основание называть ее справедливой. Но она требует законопослушания граждан, без которого законы бесполезны. Становление общества с эффективной системой законов - длительный процесс.

Но жизнь не укладывается в прокрустово ложе правил и законов. Бывают ситуации, когда закон "молчит" или требует высокой жертвы, и тогда вступает в игру идеология. (Так, закон о воинской повинности может оказаться менее убедительным, чем долг защиты отечества.)

 

7.2.3 Идеология

Самым отвратительным источником страданий может явиться идеология, потому что ее воздействие опирается на изощренную демагогию, подкрепленную культурной традицией и развитой концепцией; потому что ее поприще - человеческое сознание и душа. Все идеологии выступают от имени народа, во благо народа, все отталкиваются от гуманных идей духовных основателей, и все в той или иной мере доводят эти идеи до абсурда, ибо вынуждены создавать твердое догматическое основание. Ведь духовное учение основателя обращено к чистой душе страждущего, алчущего, вопрошающего, а идеология внедряется в массы пассивного, инерционного "электората".

Идеология репрессивна. Она, как правило, подчиняет "электорат" лидеру (лидерам) и  служит оправданием поступков, совершаемых от ее имени. В этом все проблемы. В отличие от закона, регламентирующего действия в конфликтной ситуации, идеология дает лишь интерпретацию по реальному обстоятельству. А интерпретация не может быть оспорена юридически и зависит от добросовестности ее последователей. От имени идеологии совершаются как благородные действия, так и глупые, низменные, эгоистические. Последнее и есть величайшее зло. Человечество перенесло гораздо больше страданий во имя идеи, нежели в грабежах и бандитизме. Все войны, революции, подавление свободы и инакомыслия, захват земель, геноцид народов, кровавая жестокость в укреплении держав и империй - все прикрывалось идеей.

Множественность идеологий современного мира оказывает двойственное влияние на убеждения человека. С одной стороны, она кажется очевидным доказательством их несостоятельности (что не мешает исповедовать вполне определенную идеологию), с другой, открывает человеку богатейший источник культуры, помогает определиться с собственной верой. Здесь я должен подчеркнуть, что идеологическая система - всего лишь вариант комментариев мировых смыслов. Восприятие той или иной стороны факта множественности идеологий во многом зависит от добросовестности и уважительного настроя индивида. Как всегда: все зависит от нас самих.

Итак, идеология - это основанная на некоторой концепции система установок, призванная мотивировать поведение людей в обществе. Идеологии составляют костяк культуры нации, и оказывают сильнейшее воздействие на поступки ее членов (вплоть до самопожертвования). Идеологический инструмент - эффективный и опасный.

 

продолжение общества

 

К началу

 

Дата последней коррекции страницы: 21.05.17