К началу

 

7.4 МИР ЗЕМНОГО РАЗУМА

Экономика и экология

Технический прогресс

Роботосфера

 

7.4.1 Экономика и экология

Два противоположных фактора, две цели и ценности являются сегодня определяющими для социума - экономика и экология. Рассмотрим ряд моментов их противостояния.

  1. Экономика строится исходя из жизненных потребностей индивида, с учетом локализованных в пространстве и времени интересов. Проблемы сохранения среды обитания относятся к социуму в целом и предполагают учет широких временных и пространственных границ; в идеале - всей планеты. Экономика отталкивается от близкодействия людей, экология нацелена на полномасштабное дальнодействие.
  2. Борьба за сохранение среды требует знание процессов развития природы, но эта проблема в сознании обывателя не становится в один ряд с его материальными потребностями, по крайней мере, до тех пор, пока загрязнение среды не примет угрожающий характер, когда уже фактически поздно что-либо предпринимать.
  3. Ценностной характеристикой в обществе обладает труд человека, а не дары природы, поэтому нет внутренней экономической оправданности и необходимости тратить первый ради вторых. На фоне высокой цены труда мораль безответственно относится к природе, сохранение которой человек осуществляет для себя, а не для нее. В любом случае, он не будет переусердствовать и допустит реальное исчезновение ее малых компонент, что, однако, приведет к необратимым изменениям.
  4. Имеет место антагонистическое развитие двух явлений: (1) рост энергии технологических процессов, (2) рост числа людей, владеющих этими процессами. Первый - увеличивает степень необходимой ответственности перед природой и жизнью. Второй - реально растворяет эту ответственность. Мы не способны остановить науку, технический прогресс, энерговооруженность, эксплуатацию природных ресурсов. Мы живем, как жили, заботясь о хлебе насущном, а этого уже недостаточно, требуется повышенная осторожность, осмотрительность.
  5. Одновременно ускоренно растет параметр "сложности на душу населения". С ростом сложности систем растет вероятность ошибок в них. Простой пример - архитектура персональных IBM компьютеров,  ставших неотъемлемой частью нашей жизни. Легкомыслие ее авторов (исходивших из лучших побуждений) повлекло за собой рождение компьютерных вирусов и целой индустрии борьбы с ними. И еще хорошо, если эти механизмы не находятся в системе управления высокоэнергетическими процессами.
  6. Создавая системы с большим количеством участников, мы, порой, уповаем на коллективный разум человечества. Но такового в природе нет. Мы забываем о презумпции личностного перед общественным.
  7. Все более интенсивно осваивая природу, человечество постепенно достигает границ возможного, входя вовнутрь узкого коридора, стены которого выстроены из угроз разрушения среды обитания. Угроза становится компонентом экологического равновесия.  Возрастает степень зависимости общества от поведения отдельных его членов.

 

7.4.2 Технический прогресс

Беда нас подстерегает не от увеличения зла, а от дефицита добра, который с развитием технологии и науки делается более ощутимым. Доброта должна увеличиваться вслед за ростом энерговооруженности человечества, но этого не происходит.

Представим себе следующую ситуацию: Вам предлагают спасти своего ребенка. "Вот кнопка - говорят - нажмите ее, и ребенок спасен". Современные технологии позволяют за этой кнопкой скрыть весьма разрушительные силы, что ставит вас в тупик. Однако речь идет о жизни дитя. Ничего не изменится, если вы узнаете, что нажатием кнопки уничтожается город N. Здесь тот случай, когда правила невозможны. Человеку решать, а Бог рассудит. Особенность ситуации в том, что выбор нажатия вовсе не диктуется злостью. Мы часто сетуем на низкую нравственность, полагая ее главной причиной всех бед, но в данном случае безвыходность имеет место и для человека высокой морали.

 В чем же дело? От искушений нам не избавиться, но если человек способен нажатием кнопки уничтожить город, то общество, в котором он живет, никуда не годится. Чем сильнее жизнь многих зависит от воли одного, тем хуже, "злее" социум. Общество судит по делам, а Бог - по мотивам. В этом факте всегда таится противоречие  и потенциальная угроза антиобщественного поступка. Но общество должно ограничить его последствия. В нем не должно быть такого, что один человек, какими бы намерениями ни руководствовался, смог повлиять на судьбы многих людей без их согласия.

Реально мы уже давно испытываем последствия "нажатых кнопок". Уничтоженный лес, загазованная атмосфера, грязная вода, грохот транспорта, нарушенная экология - все это пока цветочки, рожденные причинами не обязательно злыми - вероятно, каждый раз кто-то "спасал ребенка". И хорошо еще, что действие "кнопки" не всегда катастрофично. А что будет дальше? Кто или что за это отвечает? - Безнравственность?

Некоторые почему-то обожествляют технический прогресс, как сферу чуть ли не возвышенного творчества человека. На самом деле словосочетание "технический прогресс" вообще некорректно. Есть техническая эволюция, которая на деле несет высокий риск большой беды, - эволюция, которую уже сейчас можно полагать человеческим регрессом. Неудержимое наращивание средств воздействия на природу лишает человека независимости и свободы, наполняет мир постоянно подстерегающими опасностями, вооружает грозную стихию террора.

Нам угрожает и компьютерная революция. Рост возможностей средств обработки данных сопряжен с неизбежным переносом на них все более сложных и ответственных функций. Заманчивая новизна эпохи роботов (как в прошлом эпохи просветительства) обернется очередным умственным вывертом, еще большей утратой простоты быта, погружением в виртуальные миры патологических переживаний. Это последняя и самая тяжелая ноша цивилизации, потому что она ляжет на главный орган разума - головной мозг. Люди не станут умнее и счастливее. Наоборот, отупение и стресс ожидает тех, кто не достаточно защищен учителями вечных истин.

Видимо, на ранних ступенях развития общества выполнение долга сочеталось с любовью к ближнему. Забота человека о ближнем была одновременно  заботой об обществе. Однако теперь это сочетание далеко не всегда возможно, и забота об обществе не стала одновременно  заботой о ближнем, а требование выполнения долга порой оказывается помехой любви к ближнему.

 

7.4.3 Роботосфера

Алгоритмы, с которыми имеет дело человек, делятся на два класса: природные и рукотворные. Совокупность рукотворных алгоритмов образует алгоритмический багаж культуры, на который опирается технический прогресс. Самым важным свойством этого багажа является относительная самостоятельность, независимость от разума. Он представляет собой (явную или неявную) библиотеку описаний программ действий, которые, вообще говоря, могут быть исполнены универсальными роботами. Неважно, что таких роботов реально не было или пока нет "в металле", важно, что алгоритмы действий результативны и полностью формализованы. Можно сказать, алгоритмический багаж - сердцевина роботосферы - этой массы технологий.

Возникновение последней есть важнейший итог технического прогресса, и все дальнейшее развитие ее самой, и весь наш быт становятся зависимыми от слаженной работы ее. Мы не спрашиваем у будущих поколений, нужно ли им это, мы творим мир, в котором они окажутся поневоле, мир глиняного колосса  "суммы технологий" (по С. Лему). Мы и сами уже живем, подчиненные выбору наших отцов. Человечество большую часть сил тратит на устранение последствий старых ошибок. Радикально исправить их оно не в состоянии. Ибо глиняный колосс уже твердо стоит на ногах, и мы оказались втянутыми в процесс все нарастающего его усложнения. Мы уже живем в мире множества неисправимых ошибок, находясь на гребне лавины, которая стремительно несет нас в пропасть.

 

продолжение общества

 

К началу

 

Дата последней коррекции главы: 20.04.17