К началу

 

8.4 ТЕКСТ

Множество текстов

Источники и комментарии

Микроль и тексты субмикролей

Насыщение

Текст и идея

Текст индивидуальный и общий

Смысл, идея, текст

 

Если мы полагаем, что главным действующим лицом метафизики является Разум, то должны учесть тот факт, что важным результатом его деятельности является текст. Вообще говоря, текстом является любой продукт, создаваемый разумом, как комментарий смысла и привлекающий смысл другого разума. Тексты, о которых далее идет речь, описывают идеи неуместных поступков.

 

8.4.1 Множество текстов

Сложность явления оценивается длиной текста его описания. Сложность не отделима от смысла, ее реальность может ощутить только разум. Будем рассматривать неуместный поступок и говорить о сложности присущих ему идей. Здесь сложность имеется в виду алгоритмическая и оценивается длиной текста алгоритма. Но всякий поступок разбивается на два этапа - выбор и вывод (действие). Выбор, оперируя смыслом, определяет идею; вывод - ее реализует. Понятие алгоритм корректно по отношению к реализации, а что касается формального описания смысла, то мы оказываемся в непростой ситуации. Смысл комментируется не однозначно, он кристаллизуется в многовариантном представлении - описывается разными текстами.

 

8.4.2 Источники и комментарии

Далее речь идет о поступках личности и текстах пометок лиц (8.3.2). Тексты создаются супервизором личности (супервизором среды лиц) в конце времени слоя при аттестации идей поступков личности.

В подразделе 3.1.10."Действие, желание, долг" главы "Сложность" описаны три идеи, сопровождающие поступок личности. Идея действия при аттестации обретает описание в форме текста-действия. Идея желания обретает описание в форме текста-мотива. Идея долга супервизором не комментируется.

В следующем слое тексты, созданные супервизором, оказываются во внимании монад:

Текст-действие пребывает во внимании автора поступка (личности) и размещается на Ресурсе супервизора личности. Помеченное лицо, быть может, мигрировало и отсутствует в составе личности, но текст-действие остается.

Текст-мотив становится неотъемлемой принадлежностью помеченного лица и оказывается во внимании культурной среды личностей. Он размещается на Ресурсе супервизора лица. Текст-мотив представлен тремя независимыми типами текстов, что объясняется наличием трех универсальных тем, которые постоянно обыгрываются в мотивах наших дел:

У индивида как бы три главных (явных или неявных) места жизни и общения, где он сосредотачивает свое внимание и силы, совершает поступки: дом, служба, храм. В мире материальных отношений главные мотивы деяний относятся к первым двум темам. Всего есть четыре ортогональных типа текстов: текст-действие и три текста-мотива. (Об ортогональности см. 8.5.4)

 

8.4.3 Микроль и тексты субмикролей

Сказанное выше о личностях и лицах переносится на микроли и субмикроли. Следует отличать тексты описания идей отдельных составляющих объекта (в частности, идей субмикролей) от "общих" текстов, характеризующих объект в целом. Общий текст микроля строится на базе текстов субмикролей. Он не отождествляется с текстом описания идеи самого микроля (см. 8.4.6).

Общий текст-действие микроля образуется как совокупность текстов-действий (субмикролей), описывающих идеи действий неуместных поступков данного микроля. Я говорю "совокупность", а не "сумма" по причине, которая прояснится ниже. Соответствующие субмикроли могут пребывать в составе микроля, а могут находиться в эмиграции (вне микроля), но совокупность текстов-действий остается постоянной принадлежностью микроля и размещается на Ресурсе микроля (на его супервизоре).

Общий текст-мотив микроля образуется как совокупность индивидуальных текстов-мотивов субмикролей, описывающих мотивы неуместных поступков микролей. Совокупность текстов-мотивов всегда отражает только наличный (пребывающий в микроле) состав индивидуальных текстов-мотивов субмикролей. Отсюда следует, что миграции субмикролей меняют общий текст-мотив микроля, но не меняют общий текст-действие.

 

8.4.4 Насыщение

Предположим, мы хотим вместо нескольких текстов сделать один, объединив их. Ценность объединения зависит от того, что мы хотим выразить.

Если мы интересуемся "произведенной" сложностью деяний, то следует учесть сумму текстов, созданных деятелем за весь период жизни его в слое.

Если мы интересуемся "способностью" деятеля, как робота-исполнителя алгоритмов, то нужно рассматривать по одному (минимальной длины) варианту алгоритма каждой идеи.

Но мы говорим о другом - об описании мотива и смысла действия в неуместном поступке деятеля. Невозможно точно установить соответствие смысла и текста, поэтому необходимо рассматривать многие реализации идей действия и мотива.

Если два разных текста комментируют один и тот же смысл, ценность тавтологии определяется различием комментариев. Сумма текстов по всем реализациям идеи поступка избыточна, а игнорирование тавтологий неверно, поэтому возникает потребность в некотором множестве различных вариантов текста, которые в совокупности демонстрировали бы смысл.

Итак, информативным (достойным внимания) является не единичный элементарный текст, а некоторое множество однотипных текстов. Однотипными являются тексты, описывающие одинаковые мотивы или одинаковые действия. Тексты имеют конечное число символов, следовательно, количество различных вариантов их априори ограничено. Кроме того, для полноты представления смысла может быть достаточным определенное число текстов, так что все другие тексты во внимание не принимаются. В результате определяется так называемый насыщенный общий текст. Существует минимально необходимое и достаточное множество элементарных текстов, принимаемое во внимание для распознавания мотива или смысла действия. Это множество можно назвать ядром насыщения; насыщенный текст содержит его. Увеличение насыщенного текста не информативно. Разные смыслы описываются различными насыщенными текстами.

Суммарная длина текста не может рассматриваться, как оценка "сложности смысла". Понятия "сложность смысла", "сложность мотива" вообще не ясные и не имеют численного представления.

Замечание

Микроль в общении с другим микролем осмысливает либо комментарии другого микроля, либо насыщенные тексты субмикролей, образующие общий текст-мотив другого микроля.

 

8.4.5 Текст и идея

Творчество разумных индивидов порождает текст, например, научный текст. Он консервирует информацию, которая становится инвариантом времени. Творческий акт связан со смыслами, актуальными в момент творения. Текст же, скользя по времени, оставляет лишь обобщенные формы следования, которые затем воспроизводятся на базе новых смыслов. Таким образом, информационно, творческий акт богаче своего символического следа. Таковы тексты, создаваемые человеком. 

Однако тексты, о которых сейчас идет речь, - совсем другие. Они, во-первых, создаются супервизорами, во-вторых, относятся только к поступкам, к поведению. Их ценность остается неизменной во все время слоя.  В случае текста-мотива различаются три темы, перечисленные выше в подразделе 8.4.2."Источники и комментарии". Независимость указанных трех тем порождает трехмерное текстовое описание.

Идея также представляется вектором (в пространстве идей), и обертоны представления - тоже вектора. Представление идеи конкретным множеством и последовательностью обертонов (слагаемых) названо реализацией идеи. Описание одной реализации является элементарным текстом.

"Вектор" элементарного текста - условное понятие (см. 8.5.4 "Ортогональность"). Направление "вектора текста" зависит от состава символов текста и не имеет отношения к ориентации описываемой идеи (ориентация идеи зависит от состава ее обертонов). Вот некоторые отличия (слова "реализация" и "элементарный" опускаю):

 

8.4.6 Текст индивидуальный и общий

Тексты микроля, создаваемые супервизором, подразделяются на два типа: (1) не зависящие от состава его субмикролей, (2) зависящие от этого состава.

К первому типу относятся текст-действие и текст-мотив микроля. Эти тексты описывают неуместный поступок лица и появляются в акте аттестации идей поступка лица . Аттестация осуществляется супервизором среды микролей в конце времени слоя; тексты сохраняются неизменными в течение всего времени следующего слоя. Такие тексты микроля я называю индивидуальными. Микроль может иметь один индивидуальный текст-действие и один индивидуальный текст-мотив, описывающие неуместный поступок лица. Эти тексты не меняются.

Ко второму типу относится сумма (индивидуальных) текстов субмикролей. Я его назвал общим текстом микроля (8.4.3). Некоторые из них (например, общие тексты-мотивы) меняются в процессе миграции субмикролей. Насыщенный общий текст "участвует" в формировании динамических параметров микроля (8.5.5).

Индивидуальный текст-действие микроля размешается на Ресурсе супервизора лица. Индивидуальный текст-мотив микроля размешается на Ресурсе супервизора микроля.

Общий текст личности образуется совокупностью индивидуальных текстов лиц. В основном мы имеем дело с общим текстом общины (8.3.5) субъектов монад.

Помимо индивидуальных и общих, существуют собственные тексты монады(см. 8.5.9).

Замечание

Идея действия лица совпадает с ведущей идеей микроля.

Мотив поступка лица описывается индивидуальным текстом-мотивом микроля.

 

8.4.7 Смысл, идея, текст

Между указанными в заголовке сущностями имеют место не простые, на первый взгляд, "запутанные", отношения. Но после всего, ранее сказанного, можно попытаться их "распутать" и, например, ответить на вопрос: В чем сходство и различие понятий "идея" и "смысл"?

продолжение физики

 

 

К началу

Дата последней коррекции страницы: 01.06.17