К началу

 

8.6 МЕСТО

Атомарность

Вместилище

Коллективные смыслы

Собственное время

Интегральная характеристика

Античастица

Виртуальные связи

Обменное действие

Волновая функция

Существование частицы

Компактность

Обретение места

Клановый консерватизм

Искривление вместилища

Главная процедура

Законы материального мира

 

Модели, включенные в данный раздел, относятся к основам физики.

 

8.6.1 Атомарность

Структурность материи, атомарность и одинаковость частиц - серьезнейшая проблема науки - никакого убедительного объяснения не имеет. К этому примыкает проблема физической "точки", которая формально есть точка математическая.

Поскольку мировой Ресурс в нашей модели иерархичен, проблема структурности отчасти снимается, но остается вопрос "точки", который звучит так: "Почему элементарным кирпичиком наблюдаемого материального мира является физическая частица?" Правильно задаться также вопросом: "В чем причина феномена точки вообще?" В физике живого универсума мы сталкиваемся с явлением "Ресурсной точки", содержащей супервизора.

По мере "деления" Ресурса на все более "мелкие" части мы мысленно погружаемся вглубь иерархии уровней жизни. На каком-то этапе этого погружения мы, вероятно, увидим, что свойства материи напрямую зависят от этики поведения разумных монад, мы обнаружим, что понимание этих свойств тождественно пониманию жизни непосредственно. В этом пункте погружение остановится, ибо понимание жизни возможно лишь в образах и понятиях самой жизни. Дальнейшее "деление" так же бессмысленно, как деление разума на части в попытке понять его поведение. Разум (его бесконечная сложность) неделим по сути. Уровень ("опорный"), на котором произойдет остановка, является уровнем "генерации" динамических параметров физических элементов.

О "Ресурсной точке" говорится в главе 10."Миры". Атомарность инициирует одинаковость параметров ряда частиц. О причинах одинаковости массы (и вообще, - явления квантования) рассказано в теме "насыщение текстовых сумм" (разделов 8.4."Текст", 8.5."Внимание", 8.8."Взаимодействие").

 

8.6.2 Вместилище

Вместилище - это физическое пространство-время. Я буду говорить далее о вместилище мезоуровня. Исходным понятием излагаемой метафизики является культурная среда (8.2.9), но вместилище является фактом наблюдаемого мира, и мы должны согласовать с ним наше понятие.

Ранее (см. 8.5.6) мы определили физические параметры энергии-импульса частиц, "генерируемые" культурной средой. Тем самым определяется инерциальная система, координаты скорости частицы в которой выражаются соотношениями: Vx = Px/E,  Vy = Py/E,  Vz = Pz/E (константа скорости света принята равной 1). Назовем эту систему частной.

Рассмотрим множество культурных сред микролей. Существует ли критерий, согласно которому можно совместить частные инерциальные системы? Вероятно, в качестве такового можно выбрать принцип сохранения импульса микроля при его миграции из одной среды в другую. Поскольку миграция осуществляется "мгновенно" (см. 8.2.11), то указанный принцип лучше всего реализуется при условии взаимной неподвижности частных систем.

Совместим точки начала координат и направления осей частных инерциальных систем. В качестве начала отсчета времени выберем начальный момент  времени слоя. Будем полагать, что пространство описывается построенной таким способом системой координат. Эту инерциальную систему назову первичной (подробнее см. 8.6.15).

Следует подчеркнуть, что движение микролей в своих "пространствах" произвольно, и каковы эти "пространства", мы не знаем. Наблюдаемые динамические параметры движения инициированы лишь информационными процессами, порождающими вместилище. Это вместилище существует для личностей. Почти везде во вместилище окажутся частицы разных культурных сред.

В нашей схеме неопределенным осталось начальное расположение частиц в пространстве. Можно считать, что, вследствие накопления суммарного внимания к текстам, частицы "разбегаются", изначально находясь в относительно малых "вместилищах". Идеально - в точках. Эти точки и совместим.

 

8.6.3 Коллективные смыслы

Существует два принципиально разных выразителя смысла - индивид и коллектив. Во втором случае смыслы являются стержнем общения; уровень разумности общения задается уровнем смыслов. (Мораль и уровень общения не обязательно соответствуют друг другу, но связаны между собой.) Поскольку личность содержит коллектив лиц (а микроль - коллектив субмикролей), то, фиксируя внимание на индивиде, мы можем условно назвать смыслы самого индивида внешними, а смыслы его внутреннего коллектива лиц - внутренними. Внутренний коллектив состоит из общин и царства, но рассматривать здесь будем только общины.

Внешние смыслы членов общин и коллективные смыслы общин связаны между собой. Они могут не только "восходить" к высшим, но и "опускаться" к примитивным смыслам. Однако коллективные смыслы меняются значительно медленнее, чем индивидуальные (внешние). Проникновение идей в сознание членов социума лишь постепенно охватывает все слои общества, и этот процесс инерционен. Состояние коллективных смыслов может оставаться неизменным или сохранять тенденцию изменения на протяжении большого периода истории социума. Эта тенденция в падшем мире может быть отрицательной, и тогда социум пребывает в состоянии "исторически реверсивного движения".

 

8.6.4 Собственное время

Поскольку мы имеем дело с многоуровневой моделью мира, то надо различать роль тех или иных уровней в становлении физических феноменов. Мезоуровень является уровнем наблюдателя, а уровень микролей - опорным (см. 10.1.2). Первый наблюдает динамические параметры частиц (энергию, массу, импульс), генерируемые жизненными процессами второго. Говоря о времени проживания монады, мы должны различать уровень Ресурса, на котором она обитает, - уровень наблюдателя или опорный. Например, микроль - это живой объект, если уровень микролей является уровнем наблюдателя; и микроль - это частица, если уровень микролей является опорным. Время монады в первом случае двойственно: она свои процессы и обстоятельства переживает в собственном (органическом) времени, а процессы окружающего мира - в физическом. Т.е. для личности частица, например, существует в физическом времени, а соответствующий ей микроль живет (помимо прочего) в своем собственном органическом времени. Об этом рассказывается ниже.

Обсуждаются два аспекта времени: следование и длительность. Феномен длительности важен для физического времени, и более детально он рассматривается в следующем подразделе.

 

Время - категория следования. Какова природа следования? Ответ мы находим в феномене смысла. Смысловой геном (4.1.4."Смысловой геном") последователен, универсален. Время ассоциируется с движением смыслов в культурных средах. Я имею в виду внутренние смыслы (см. выше 8.6.3), т.е. смысловое состояние коллективов. Точнее так: собственное время, переживаемое личностью, задается ростом (восхождением и распространением) смыслов в общинах культурной среды лиц, пребывающих в данной личности. Аналогично: время, переживаемое лицом, задается ростом смыслов в общинах культурной среды микролей, пребывающих в данном лице. И т.д. Можно сказать, собственное время есть обобщенный атрибут следования в постижении смыслов коллективами общин.

Выстраивание смыслов в последовательность означает, что для любых двух смыслов поведения можно указать, какой из них высший. И сам порядок следования оправдан объективным обстоятельством: смыслы вообще создаются Абсолютом, и супервизор среды знает последовательность восхождения смыслов. Время слоя ассоциируется с движением смыслов Абсолюта. Слой жизни имеет начало и конец. В начале слоя рождаются новые монады, в конце - осуществляется Суд. Направление процесса восхождения смыслов от начала к концу слоя является прямым, обратное направление - реверсивным. Так же определяется направление времени; оно бывает прямым и реверсивным.

Во всех культурных средах лиц восхождение смыслов происходит почти в одном и том же темпе. Однако речь идет об усредненной, не жесткой синхронизации, допускающей некоторые отклонения. Появляется возможность и реверсивного смыслового движения, когда внутренние смыслы среды не растут, а "падают". В этом случае монада, содержащая данную среду, будет вести себя, как живущая в реверсивном времени (см. подраздел 8.6.6 "Античастица").

В целом, есть собственное (органическое) время каждой отдельной монады (личности, лица, микроля и т.д.) и слоя. Монады, обладающие физическим телом, переживают еще и физическое время - время в котором существует физическая субстанция.

 

Построения наши основаны на том, что слой - это особый универсальный фрагмент истории всей иерархии Ресурса. Жизненные процессы микролей идут быстрее процессов личностей (хотя бы потому, что импульс частицы образуется суммарным вниманием среды микролей). Если лица живут в N раз интенсивнее личностей, то микроли - почти в N2 раз. А это значит, что в масштабах уровня лиц время слоя лиц в N раз (микролей, соответственно, - в N2 раз) больше времени слоя личностей. (С этим можно согласиться лишь при условии ограниченного числа уровней снизу и сверху, см. 9.4.2."Чистая личность" и 9.4.3."Старшие уровни").

Замечание

Сделав один шаг, человек преодолевает расстояние, которое муравью надо, условно говоря, преодолеть за 1000 шагов. Если для человека - это одно событие, то для муравья 1000 событий. Приблизительно так и определяется соотношение интервалов "органического" времени особей. Чем меньше организм, тем интенсивнее, с нашей точки зрения, он живет; для него наш день - быть может, целая эпоха. Органическое время ускоряется с уменьшением числа элементов в составе особи.

 

8.6.5 Интегральная характеристика

В определении энергии-импульса частицы я использую так называемые мгновенные значения внимания к микролю. Отношение мгновенного значения импульса к энергии микроля есть скорость микроля. Произведение скорости на приращение времени есть приращение пути. Сумма значений этих приращений пропорциональна длине пройденного частицей пути во вместилище. Получается так, что скорость есть оценка доли энергии внимания среды в полной энергии внимания к микролю. Она характеризует общий интерес к нему со стороны среды. Суммарное (по времени) значение этих долей является показателем интенсивности присутствия микроля в жизни. Я буду эту сумму называть интегральной характеристикой микроля.

 

Однако не ясным осталось выражение "приращение времени". Ведь я еще не определил понятие длительности времени вместилища. Пусть микроль совершает перемещение на некотором интервале вместилища. Интегральная характеристика микроля задает свойства этого интервала. Внимание среды к микролю формируется, как сумма единичных (элементарных) актов внимания микролей среды на данном интервале. Каждый такой акт - это некоторое явление, описываемое вектором, длина которого пропорциональна величине энергии внимания, а направление определяется текстом-мотивом, на который ориентировано внимание. Сумма таких элементарных векторов задает векторное представление интегральной характеристики микроля на данном интервале, а сумма абсолютных значений энергий элементарных актов внимания (длин векторов) - скалярное представление. В последнем также учитывается внимание микроля к самому себе. Именно такую величину (т.е. учитывающую полное внимание к микролю) буду в дальнейшем называть скалярным представлением интегральной характеристики.

И вот главное: Векторное представление интегральной характеристики микроля описывает отрезок пути, на который перемещается частица в пространстве вместилища, а скалярное - длительность времени перемещения, т.е. длительность интервала физического времени (в первичной инерциальной системе, см. 8.6.2).

Интегральная характеристика микроля получает две оценки - внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю оценку осуществляют микроли; она имеет социальный статус и сродни обретенному богатству в среде микролей. Внешняя - порождает метрику вместилища мезоуровня; она осуществляется монадами старших уровней. Если какие-то частицы оказались в данный момент в одном месте пространства, то соответствующие микроли имеют одинаковые интегральные характеристики, что, в социальном плане, дает им возможность быть равными партнерами общения - между ними обмен наиболее благоприятен (см. 8.6.13). И наоборот: равенство интегральных характеристик микролей интерпретируется как пребывание частиц в одной точке вместилища.

Как сочетаются два времени - собственное и физическое? Монады опорного уровня живут в собственном времени, а наблюдаются они старшим уровнем (наблюдателя, см, 10.1.2), как живущие в физическом времени. Они "генерируют" физическое время для старшего уровня, а сами в нем не живут. Монады старших уровней, обитающие в нашем или среднем (10.1.2) мирах, живут в физическом времени, порождаемом опорным уровнем (подробнее см. в 10.4.4). Собственное  время - скорее психологическое переживание последовательности событий. В тонком мире это время единственное,

 

Процесс накопления внимания, лежащий в основе становления интегральной характеристики микроля, в свою очередь, протекает в каком-то другом времени, которое, по-видимому, есть последовательность гностических смыслов (8.6.4).

Замечание

Интегральная характеристика микроля определяется как "внимание среды на данном интервале", а энергия-импульс как "мгновенное значение внимания среды" (8.5.7).

 

8.6.6 Античастица

Рассмотрим диаграмму, изображенную ниже. Ось времени направлена вверх, ось пространства - вправо. В точке A происходит аннигиляция электрона и позитрона с образованием фотона, в точке B фотон распадается на электрон-позитронную пару. На самом деле, в реакциях участвует большее число фотонов, но я буду сейчас говорить о лептонах.

Все три лептона  (два электрона и позитрон) разные, но можно предположить, что им соответствует один микроль, который от A к B движется "вспять" (время направлено в обратную сторону). Я полагаю, что так и есть - имеется лишь один микроль "электрон", дважды взаимодействующий с фотонами. На что же тогда указывают стрелки, расставленные вдоль его траектории? Они указывают на направление собственного (органического) времени микроля. Течение этого времени задается движением смыслов в культурных средах субмикролей. Движение происходит неравномерно, варьируясь вокруг усредненной линии восхождения смыслов. И здесь возникает особый эффект: с резким уменьшением темпа восхождения доля отрицательных "приращений смысла"  начинает сравниваться с долей положительных. Они просто чередуются, и график "линии смысла" многократно пересекает среднюю ось подъема. Это означает, что на уровне микролей (в их времени) часто случается реверсивное движение в средах субмикролей, когда коллективные смыслы субмикролей "падают".  

Но чем определяется факт "падения", почему одно направление времени мы называем "прямым", а другое "инверсным"? Ответ: "прямое" - есть направление времени слоя, в котором возникают смыслы Абсолюта. Это направление известно всем супервизорам.

"Смысловое падение" имеет относительно высокую вероятность именно на нижних тонких (10.4.4) уровнях Ресурса и обусловлено рядом причин: (1) универсальностью феномена слоя; события начала (и события конца) слоя происходят сразу на всех уровнях; (2) универсальностью высших смыслов, потенциально постигаемых, в идеале, к концу пребывания в слое; (3) увеличением наблюдаемой в мезоуровне интенсивности проживания монад нижних уровней и соответствующим увеличением их времени слоя; (4) уменьшением темпа смыслового восхождения индивидов нижних уровней иерархии в их времени.

 

Обратимся снова к нашему рисунку. В промежутке времени между В и А живут три экземпляра микроля: два - как обычно, а один "в инверсном времени". Все они обретают полноценное внимание среды и все отдают свое внимание среде. Но сосуществование разных экземпляров микроля в одной среде невозможно. Напрашивается гипотеза: "для себя", в своем времени, микроль живет последовательно, мигрируя из одной среды в другую; в точках А и В траектория частицы прерывается миграцией. Приведенный рисунок, таким образом, отражает факт проживания микроля в трех культурных средах. Одновременно разные экземпляры микроля могут жить только в разных средах.

 

8.6.7 Виртуальные связи

"Близость" микролей в культурной среде не имеет геометрического содержания, она означает некоторый взаимный интерес, способствующий их обменному взаимодействию. Что тогда значит "микроль взаимодействует с членом своей культурной среды", если его нет рядом в пространстве вместилища? Частица взаимодействует (по правилам обменного близкодействия в нашем пространстве) с кем-то здесь, которого здесь нет.

Все это имеет отношение к теме виртуальности. В физике понятие виртуальность применяется к состояниям и связям. Виртуальное состояние характеризуется нарушением равенства E2=m2+P2 во взаимодействиях. В нашей модели это нарушение обусловлено кратковременным изменением внимания культурных сред. Будучи, в основном, постоянным, общественное внимание может претерпевать локальные изменения при некоторых обстоятельствах и событиях.

Проблемы возникают при попытке объяснить виртуальную связь. Физика использует соотношение неопределенности, позволяющее постулировать кратковременное существование чего угодно. Согласно же нашей модели, кратковременно живущих микролей нет, ибо в основании их структуры пребывает вечный компонент - супервизор. Все микроли живут от начала до конца времени слоя, и речь может идти только о времени жизни частиц (8.5.8).

Есть основание для следующего определения: Присутствие частицы в данной области пространства является виртуальным, если частица в ней реально не существует, но взаимодействует с другой частицей, реально существующей в этой области. Действие происходит в культурной среде микролей, а наблюдаем мы следствия его во вместилище.

Виртуальная связь имеет место между взаимодействующими  частицами - микролями одной (общей) культурной среды микролей.

 

8.6.8 Обменное действие

Между монадами возможны два типа действия: обменное и информационное. Поговорим о первом. С ним ассоциируются две взаимообусловленные операции: "миграция" и "близкодействие".

Пусть акт близкодействия совершается между микролями А и В, а также между В и С. В этом случае, мы говорим, что А и С имеют обменную связь, реализуемую посредником В. Если А и В находятся в одной среде, но расположены в разных местах пространства, то В является виртуальным посредником для А во взаимодействии с С. Виртуальное действие есть обмен субмикролями между раздельно размещенными в пространстве микролями одной среды.

 

8.6.9 Волновая функция

Микроль является "точечным" компонентом Ресурса в мезоуровне нашего мира (он представлен частицей). Аналогичное утверждение относительно субмикроля неверно, несмотря на то, что он формально входит в состав микроля. Субмикроль не только не имеет своего места, но и не имеет геометрического отображения вообще (он не точка и не фигура). Можно сказать, он везде во вселенной, ибо при любом расположении микролей субмикроль может мгновенно мигрировать (см. 8.2.11) из одного микроля в другой. Единственная характеристика его, которая имеет отношение к геометрии вместилища, - текст-мотив описания поступка, инициировавшего пометку субмикроля (см. раздел 8.4."Текст"). Она влияет на импульс микроля.

Все это своеобразно отражается на свойствах микроля. Будучи "точечным" объектом, частица (микроль) оказывается способной участвовать в виртуальном близкодействии с любой другой частицей в пространстве. Получается так, что "везде присутствие" субмикроля, которого мы "не видим", инициирует "везде присутствие" частицы, которую мы "видим". Это вполне соответствует эффекту наличия волнового представления частицы.

Возникает вопрос: как соотносится указанная неопределенность с интегральной характеристикой микроля? Мы должны учитывать два факта одновременно: (1) микроль пребывает во внимании среды, и это внимание генерирует его импульс, интегральное значение которого порождает феномен пространства, и (2) микроль может иметь мгновенное близкодействие путем обмена субмикролями с любыми другими микролями среды. Параметр местоположения оказывается полезным, например, когда мы рассуждаем о близости частиц.

 

8.6.10 Существование частицы

В подразделе 8.5.7."Возобновляемый импульс" раздела "Внимание" говорилось о том, что импульс обретается микролем на время, пока микроль оказывается во внимании среды. Что тогда означает факт отсутствия внимания в течение некоторого времени? Ведь импульс здесь - не сохраняемый, а возобновляемый параметр. Формально это означает отсутствие частицы. Подчеркиваю, не микроля, а частицы. Таким образом, метафизика живого универсума допускает возможность непостоянного существования частицы при постоянном существовании микроля. Частица существует только в то время, когда микроль оказывается во внимании среды, т.е. частица существует "пунктирно".

Но среда интересуется не просто общими текстами микроля, а насыщенными суммами текстов, поэтому существование частицы зависит от наличия в составе микроля множества субмикролей, обеспечивающего насыщение текстов-мотивов. Микроль, в котором такие множества есть, буду называть "представленным частицей" (или "видимым");  микроль, в котором такие множества отсутствуют - "не представленным частицей" (или "невидимым"). Здесь я высказываю гипотезу: множество микролей, "не представленных частицами", образует так называемый физический вакуум (8.8.5). Постоянно протекающие обменные процессы меняют состояние насыщенности текстов-мотивов, поэтому возможен спонтанный выход микроля из физического вакуума и переход в него (8.8.5).

 

Вышесказанное относится к общим текстам-мотивам  микролей, но оно распространяется и на тексты-действия, однако состав этих текстов не зависит от миграций субмикролей, поэтому масса не меняется. В отличие от параметра импульса, отсутствие насыщенности текстов-действий не означает отсутствие частицы, а означает нулевое значение массы. Отсутствие частицы связано только с вниманием среды к текстам-мотивам. При наличии насыщенных текстов-действий о массе отсутствующей частицы можно говорить лишь условно.

Замечание 1

Инерциальную систему отсчета координат частицы можно выбрать так, чтобы частица обладала в ней нулевым импульсом. Но нулевое значение импульса не означает отсутствие внимания среды к микролю, не является индикатором принадлежности его к вакууму.

Замечание 2

Наблюдаемый (в образе частицы) микроль обменивается субмикролями не только с "видимыми" микролями, но и с "невидимыми" микролями физического вакуума.

Замечание 3

Влияет ли феномен появления и исчезновения частиц на величину суммарной энергии среды микролей? Исчезает частица, но не исчезает микроль, поэтому число внемлющих субъектов не меняется. С другой стороны, предметом внимания среды является не сам микроль, а его насыщенные тексты-мотивы. Потеря насыщенности некоторого текста компенсируется обретением насыщенности другого текста. В целом, "пунктирный" характер существования частиц не влияет на величину суммарной энергии среды. (Можно сказать, что миграция микролей не меняет внутренний энергетический баланс среды - число источников внимания меняется синхронно с числом потребителей, оставляя неизменным "удельное внимание", приходящееся на одного члена среды.)

 

8.6.11 Компактность

Так соборы кристаллов сверхжизненных

Добросовестный луч-паучок,

Распуская на ребра, их сызнова

Собирает в единый пучок.

(О. Мандельштам)

Приступаю к описанию важного понятия. Термином "компактность" буду обозначать сосредоточенность элементов заданного множества в ограниченной области наблюдаемого пространства. Это понятие важно для представления культурной среды микролей (8.2.9). Будем говорить, что среда имеет компактное представление, если совокупность частиц, соответствующих ее микролям, сосредоточена в ограниченной области (т.е. микроли имеют близкие интегральные характеристики). Частицы взаимодействуют в соответствии с реальными свойствами микролей, воспроизводя информацию и сложность процессов среды микролей, демонстрируя картину их протекания. Такое имеет место, например, в феномене живой клетки (см. 9.2). При этом мы ничего не можем сказать о расположении самих микролей в каких-либо пространствах.

Культурная среда - это социум. Но, за редким исключением (исключение - компактная среда), мы ее, как таковую, не наблюдаем, а видим, в основном, случайный набор частиц разных сред. Частицы среды перемешиваются с частицами других сред, сложность ее "размазывается" по вселенной, и тонет в хаосе виртуальных связей. Таково основное представление материи во вместилище.

Иллюстрация

Школьников класса переписали по фамилиям на бумажках - одна бумажка соответствует одному школьнику. Бумажки всех классов рассыпали по школьному двору. Классы обрели рассредоточенное (по двору) представление в бумажках. Но могло оказаться так, что бумажки одного класса собрались в одном месте, и тогда мы говорим, что класс обрел компактное представление. Однако в любом случае класс остается в своем мире незыблемым образованием. В нашем примере школьник - это микроль, бумажка - физическая частица, класс - культурная среда микролей в составе лица, лицо - школа.

 

8.6.12 Обретение места

За одним исключением, вместилище не является местом обитания, т.е. - осознаваемым, как место поведения. Мы могли бы говорить, что вместилище виртуально, но мешает исключение - компактное состояние. В некоторой области пространства культурная среда микролей получает собственное ограниченное место расположения своих частиц и, через процессы взаимодействия, обретает стимулы размещения в этой области.

Попробую описать эти стимулы. Совпадение места размещения частиц некоторого множества микролей означает, что, достигнув одинакового состояния смыслов, микроли за свою историю существования обрели одинаковый объем и структуру суммарного внимания мира (одинаковые интегральные характеристики).  Внимание - главный ресурс разума. Возможно, культурная среда, собрав микроли с одинаковым багажом обретенного внимания, стремится и дальше сохранить такое равенство. Это стремление становится главным стимулом поведения, и среда микролей начинает себя вести, как организм, у которого есть цель сохранить себя, - цель, реализуемая в пространстве, формально выстроенном процедурой порождения вместилища.

Важно то, что компактное состояние является оберегаемой ценностью культурной среды. В ситуации, когда (например, в семействах, 9.2.2) встречаются две среды в двух различных состояниях компактности, и возникает необходимость приведения их к общему состоянию, верх одерживает компактность, а не рассредоточение.

 

8.6.13 Клановый консерватизм

Я пока говорил про обмен микролей одиночными субмикролями. Но в культурной среде есть коллективы, активно участвующие в общественной жизни, отражая в своих меньших масштабах многие свойства социума. Таким коллективом, в частности, является клан субмикролей в составе микроля. Подробнее о кланах мы будем говорить в разделе 8.8."Взаимодействия" (подраздел 8.8.2). Пока нам важно, что клан - это достаточно большой коллектив субмикролей, наследующий некоторые свойства микроля, в частности, интегральную характеристику. Речь идет о стремлении сохранить ее при миграции клана.

Интегральная характеристика заключает в себе важный итог жизни микроля, который сродни обретенному авторитету и признанию. Клан пытается унаследовать статус признания микроля и переместиться в микроль, где этот статус такой же. По этой причине в обмене кланами существует тенденция соблюдения равенства интегральных характеристик взаимодействующих микролей, что объективирует совпадение их местонахождения во вместилище. Таким образом, из равенства признания микролей миром (культурной средой микролей) следует близость их в пространстве вместилища и высокая активность клановых перемещений.

Однако причины миграций кланов в ряде случаев могут оказаться сильнее их консерватизма, поэтому речь идет только о тенденции. Точное совпадение интегральных характеристик случается нечасто.

 

8.6.14 Искривление вместилища

Два фактора - внимание культурной среды микролей и обмен субмикролями - влияют на характер перемещения микролей. В культурной среде сумма накопленного внимания к микролю имеет аналог "социального статуса", и естественно предположить, что общение микролей в социуме по этой причине неоднородно; оно преимущественно протекает в рамках групп индивидов равного социального положения и ослаблено - между индивидами различного. В нашем случае близость интегральных характеристик означает близость социального положения и повышенное внимание друг к другу.

Рассмотрим культурную среду микролей, частицы которой равномерно рассредоточены в некоторой области мирового пространства. Поскольку источником и потребителем внимания являются микроли этой среды, то, в среднем, каждый из них получает внимание, равное вниманию одного микроля. Каждому внемлют многие (идеально, все), но сумма внимания к нему, практически, оказывается равной некоторой условной единице "удельного внимания" (это сумма всего внимания среды микролей, поделенная на количество микролей).

Пусть теперь в среде есть два микроля, имеющие равные интегральные характеристики. Их взаимное внимание, по причинам, указанным выше, будет повышенным. Для простоты рассуждений, предположим, что они свое внимание полностью отдают друг другу. Их внимание будет вычтено из общего внимания среды, но поскольку число членов среды велико, то реально это не повлияет на величину удельного внимания. Получается, что сближение двух микролей почти вдвое увеличивает величину обретаемого ими внимания (ибо "удельное" им тоже достается). На самом деле, для цели наших рассуждений достаточно, чтобы сближение микролей хоть немного увеличивало их взаимное внимание.

Этот пример показывает, как неоднородность распределения частиц в пространстве порождает неоднородность внимания, увеличивая его в местах сгущения и ослабляя в местах разряжения. Поскольку обретенное внимание задает импульс, то указанная неоднородность означает неоднородность скорости "свободного" движения частиц в пространстве. В этом факте скрыты причины внутренней кривизны вместилища.

Замечание

Количество микролей в составе культурной среды (микролей) ограничено, и существует во вселенной такая область, внутри которой оказываются все частицы этой среды. Назовем ее "регионом среды" (10.1.7). Внимание среды обращено только к членам среды, следовательно, описанное выше искривление траекторий движения частиц в пространстве зависит только от микролей данной среды (это относится и к компактной среде). Но косное физическое тело принадлежит многим средам (связанным процессами обмена микролями), поэтому гравитационное притяжение между телами есть общий итог искривления поля  внимания микролей многих сред.

 

8.6.15 Главная процедура

Инерциальная система - суть математическая абстракция. Физики ищут инварианты, от нее не зависящие. Такие инварианты называют законами природы. Взаимосвязь инерциальных систем и поиск инвариантов  осуществляет математический аппарат физики. Он показывает, как координаты, интервалы, импульсы и т.д. меняются при переходе от одной системы к другой. Но физика не задается вопросами: Что такое расстояние, время, импульс собственно? Ответы на эти вопросы и не могут быть найдены в монистической картине мира. Именно на них я пытаюсь ответить в дуалистической модели.

Рассмотрим две частицы, движущиеся с разными скоростями. Как формируются и вычисляются параметры движения одной частицы относительно другой? Можно высказать предположение о существовании некоторых "относительных" параметров энергии и импульса, описывающих поведение одной частицы в системе наблюдения другой. Но мы не знаем, что собой представляет "относительное внимание среды". Такого феномена нет. В дуалистической картине внимание микролей проявлено в "исходном" (трансцендентном) мире, и не зависит от выбора инерциальной системы в наблюдаемом мире. В последнем можно определить инерциальную систему (названную в 8.6.2 первичной), в которой механические импульсы микролей культурной среды (микролей) пропорциональны вниманию среды к микролям. А связь параметров энергии-импульса, в разных инерциальных системах, описывает математический аппарат преобразований.

Внимание микромира и импульс связаны явлением, которое я назвал процедурой порождения (объективации) импульса. Эта процедура не является физическим законом или объектом, не представляет собой ясно детерминированный инструмент преобразования. Скорее всего, ее можно уподобить языковой трансляции, переводящей описание "исходных" процессов внимания в описание механических параметров.

В описании связи двух реальностей мы различаем: (1) обстоятельства возникновения и существования частицы, включая представление микроля в виде "физической точки", и (2) вариации количественных оценок динамических параметров частицы. Первый фактор не зависит от инерциальной системы. Что касается второго фактора, то математика здесь сухо, эффективно выражает принцип симметрии, который несомненно должен иметь место при полном равноправии систем отсчета. Математика выражает этот принцип без детализации причин возникновения параметров частиц (как формула описания падения тела - без детализации причин падания). Мне же важны именно причины и обстоятельства, важно осознавать, что в основе становления этих параметров лежит процедура, имеющая статус метафизической трансформации.

 

8.6.16 Законы материального мира

Позволю себе сказать несколько слов отвлеченного содержания по поводу становления понятий, которые настолько глубоко вошли в наш обиход, что мы полагаем их уже самой реальностью. Рассмотрим пример:

Людей можно упорядочить по фамилии в алфавитном порядке. Можно придумать такое отражение фамилии на числовую ось, при котором люди окажутся размещенными в одномерном метрическом пространстве, где понятие близости имеет вполне четкое представление. Если учесть еще имя и отчество людей, то пространство ФИО станет трехмерным. Так, очень легко мы обретаем идею пространства, хотя в реальности есть только люди. Но здесь еще совершенно очевидна искусственность, надуманность идеи, ее сотворение. Рассмотрим другой пример:

Нотное письмо в музыке использует графические знаки, упорядоченные нотным станом. Порядок в этом одномерном пространстве обусловлен частотой волн обыкновенного звукового процесса, а мелодическое звучание - движением вдоль пространства частот. Так же и цвет мы воспринимаем "качественно", совсем не задумываясь о количественной характеристике электромагнитного процесса. Мы позволяем себя "обманывать" идеями света, звука, и т.д. Физика с этим разобралась. Но есть феномены, с которыми она еще не разобралась и твердо отстаивает свои идеи. К ним относится идея пространства. Пространство нашего мира имеет происхождение, мало отличающееся от происхождения пространства ФИО и пространства музыкальных нот. Это просто некоторая бессознательная объективация других первопричин (8.6.2."Вместилище"). Конечно, прогресс в физике связан с последовательным избавлением от ее "обманов".

Платонизм утверждает первичность идей, их априорную встроенность в реальность. Но даже в идеализме это положение не всегда носит абсолютный характер. Я полагаю, абсолютность (божественность) идей имеет место только в духовной сфере, в сфере отношений разума. Что касается идей всего остального, то их создает разум, развивая, гиперболизируя, оформляя.

Нам говорят: "Если мы на основе наших знаний получаем практический результат, значит знания верны". Но ведь даже неточное знание дает эффект. Так, не зная звуковых частот, мы наслаждаемся музыкой. А точное знание может и не иметь "практической" пользы. В песке колоссального числа вариантов идеализации обнаруживаются золотые песчинки далекой правды. Все наши знания оказываются не точными, но мы окутаны туманом идей. Однако человек стремится к знанию, ибо знание самоценно.

 

Можно сказать, что в основе законов материального мира лежат универсальные мировые смыслы (см. главу 4), ибо смыслы регулируют отношения монад, а поведение монад объективирует материальный мир. Смыслы привлекаются разумом, и всякое действие в мире пронизано (выстроено) поступками разума. Все сущее есть плод созидания, и поведение материи есть мозаика наложения друг на друга большого множества поступков. В частности, универсализм рациональной логики свидетельствует об универсализме итога указанного наложения, т.е. - о наличии законов материи.

Присмотримся внимательно к структуре указанной мозаики. Как мы знаем (см. первую главу книги), есть два шага всякого разумного действия - выбор и движение по выбранному направлению. Движение реализуется "роботом" природного закона. Закон говорит, как будет развиваться движение после выбора. Но в процессе движения участвует многоуровневая подструктура иерархии жизни, где всякое движение также состоит из мозаики разумного выбора и вывода (разветвляется, наподобие фракталов). Получается своеобразная "матрешечная" конструкция: движение выстраивается как совокупность множества шагов выбора и вывода, - совокупность, в которой шаги вывода устроены точно так же. Повсеместный выбор оказывается здесь главной сутью, пронизывающей движение насквозь. (Микро-выбор влечет макро-вывод.) Поскольку выбор не всегда носит нравственный характер, движение чревато отклонением от гностической смысловой последовательности. В повсеместно повторяющихся ситуациях повторяется и движение. Эту повторяемость можно квалифицировать как закономерность.

Поскольку популяция особей воплощена в тело данного вида, она использует общие природные ресурсы, что предполагает определенную одинаковость поведения. Жизнь особи диктует, в частности, универсальный выбор в борьбе за избыточный материальный ресурс. Зло и добро - ключевые направляющие поведения, задающие все разнообразие видимых процессов. И если мы видим закономерности, то это лишь говорит о статистической устойчивости усредненного поведения падшего мира.

Законы - суть сплетение гностического нравственного следования с постоянством отпадения (от последнего) в выборе реального следования. Там, где нет отпадения, действуют смыслы Бога. Там, где есть, - законы обретают мрачный оттенок мировой трагедии. Однако мы не видим этого оттенка, если он таится в глубине мировой субстанции (скажем, на уровне микролей). Так, маршал не обязательно переживает из-за гибели каждого второго солдата своей армии. Ему важен итог сражения. Законы Ньютона - такого рода обобщение, и, например, математика колебания маятника именно эти обобщения отражает.

Метафизика не "отменяет" рациональные идеи типа "инерциальная система"; но она углубляет наше познание, указывая на первоосновы мира.

 

продолжение физики

 

К началу

Дата последней коррекции страницы: 01.03.17