К началу

 

Лев Чиворепла

ИНФОРМАЦИЯ

 

В статье использованы материалы книги "ОБРАЗЫ СУЩЕГО". 

 

Информация рациональная

Многие считают понятие "информация" очень важным, мотивируя это тем, что мы вошли в эпоху информационных технологий. Я рассматриваю информацию и даю ей определение с позиции концепции, излагаемой в книге. В ней рассматривается два типа мышления - рациональное и этическое, поэтому будем говорить о двух видах информации. Рассмотрим вначале информацию рационального мышления.

Сообщение о некотором объекте лишь тогда информативно, когда экономит труд изучения объекта. Потребителем информации является разум, и информация субъективна. Мы можем говорить условно об объективности ее тогда, когда она является таковой для многих субъектов (хотя, скорее всего, в разной мере). Информацию не следует отождествлять со знанием. Последнее также экономит труд мышления, но оно уже пребывает в сознании, как некоторая константа, запас. Информация появляется в процессе пополнения знания, на переходном этапе от незнания к знанию, и труд именно этого процесса она должна экономить.

Поскольку объект никак не может сэкономить нам труд по изучению его самого, то свойства его не могут интерпретироваться как информация о нем. Поэтому следует четко разграничивать понятия "свойства" и "информация". Свойства служат информацией, но о другом - о "родителе" объекта.

Предположим, мы изучаем код некоторой программы. Является ли программа информацией о себе? Нет, потому что здесь нет экономии, но есть объект изучения. Однако, если нас интересует характер и стиль ее автора, то программа является источником информации. Такая же ситуация с информацией в электроне. Если, "глядя на электрон", мы интересуемся его устройством, то нет экономии труда познания. Но, если на электрон посмотреть, как на следствие иного явления, то он становится источником информации об ином явлении.

На практике, и про электрон мы черпаем информацию из иных процессов, поэтому разделение мировой субстанции на объекты - есть акт структуризации, где мы условно отделяем объект от его "родителя", и говорим, что он несет информацию только о своем "родителе". Как носитель информации, электрон может рассматриваться при постановке вопроса о его происхождении. Структуризация происходит в голове исследователя. Он мир представляет иерархически, где свойства каждого уровня являются информацией о более глубоком уровне. Информация, таким образом, - следствие иерархического представления о мире.

Итак, свойства объекта не являются информацией о самом этом объекте. Однако они могут стать информацией, если отразить, зафиксировать их в свойствах другого объекта (бумага, камень, холст). Создание информации об объекте - самостоятельное действие, сходное с действием созидания объекта. Конечная цель ее - наиболее эффективно осуществить воссоздание объекта, избежав постоянного погружения в его собственную сложность. Порождение такого рода описаний (алгоритмов, которые, в идеале, доступны "интеллекту" робота) - основная задача естественной науки.

В природе нет специально записанной информации. Есть лишь вещи, несущие информацию о своем происхождении. В этом пункте нужно быть особенно внимательным при рассмотрении понятия информации. Материализм может признавать существование не зависящей от человека информации только в форме "данных", т.е. в форме свойств объектов, воздействующих на природные процессы. Но когда произносится словосочетание "информация о..." (скажем, "электрон содержит информацию о вселенной"), то чаще всего это, в рамках материализма, не имеет смысла. Ибо зафиксированная информация о других объектах предполагает наличие языка их описания и смыслового процесса, интерпретирующего это описание в каких-то образах.

Основная коллизия феномена информации связана с неуместностью труда в материи, труда, который она экономит. С одной стороны, она уменьшает общий груз неуместности деяний разума, с другой - сама неуместна. Но если мы не можем обойтись без неуместного созидания, то уж лучше воспользоваться информацией, и это, скорее всего, неизбежно, ибо наша жизнь протекает в материи. Но все же важно не преувеличивать необходимость информационной пищи, принимать ее экономно, лишь по необходимости. Нужно сдерживать страсть к информации. Ибо информация, в конечном счете, говорит об одном - о грехе и зле, породившем материю. Чем больше знания мы впитали, тем больше усилий необходимо нам потратить на включение его в целостную систему взглядов, больше "концов свести с концами". Для человека с неустойчивой этической базой этот избыток чреват духовным опустошением. Вот слова Л.Н. Толстого: "Лучше знать меньше, чем можно, чем знать больше, чем нужно. От многознайства люди бывают довольны собой, самоуверенны и от этого глупее, чем они были бы, если бы ничего не знали." (книга Л.Н. Толстого "Путь жизни", стр. 255).

Итак, информация имеет два истока: (1) свойства объекта, (2) фиксированные человеком данные об объекте. По мере развития цивилизации второй источник становится основным. Здесь обитают идеологии, заблуждения, ложь, и все, что ведет к потере ценности и доверия к информации. Много положений мы вынуждены перепроверять.

Помимо указанных двух, существует еще один источник информации - непосредственное общение, где информационный процесс обогащен переживанием, которое, хоть и в минимальном объеме, присутствует даже в производственном общении. Сопереживание придает рациональной составляющей ту или иную степень достоверности.

Замечание (Информация и "теория информации")

Вышеизложенное не связано непосредственно с научной дисциплиной "теория информации". Рассмотрим такой пример: Необходимо изучить распространенность заболеваемости людей некоторого района. Решение этой проблемы разбивается на три этапа: (1) сбор данных, (2) обработка данных, (3) изучение результатов обработки данных. Лишь на первом и третьем этапах мы имеем дело с содержательным смыслом задачи. На втором - этот смысл отсутствует и заменяется смыслом математической модели. Происходит архивация, шифровка, пересылка, статистическая обработка и т.д. Но именно этот этап является собственно областью, где данные выступают в роли информации.

Я хочу сказать следующее: единственным смыслом информации в ее классическом понимании является смысл математический. Связующий переход к смыслу потребителя - есть акт интерпретации данных, в котором действует сознание и его языковые системы, трансформирующие указанные смыслы друг в друга. Потребительский смысл не участвует в формальном информационном процессе, но он первичен, и возникает вопрос: картина заболеваемости сама по себе – это только интерпретация или все же информация? Конечно, в широком понимании, это информация, но в строго научном – интерпретация. Получается так, что научная дисциплина "теория информации" информацией в широком понимании не занимается. Это не предмет науки. Здесь мы сталкиваемся с общей проблемой формализации: смена смыслов чревата потерей информации. В данном случае этот факт имеет буквальное выражение.

 

Информация этическая

Обратимся теперь к информации этической. К ней относятся, например, литература и другие виды искусства, религиозные источники. Этическое восприятие имеет особенности, позволяющие нам, пожалуй, исключить его из феномена информации. Дело в том, что по отношению к этическому мышлению понятие "экономия" не корректно. Ведь включение в процесс этического сопереживания желательно и необходимо. Этическое мышление нельзя и ненужно экономить, ибо оно - суть бытия разума. И всякое возмущение в этом случае оценивается совершенно по иному, а именно, - по тому, насколько высоко то чувство, которое оно вызывает. В идеале, оно должно возвращать индивида к смыслам, ставшим для него "рекордом" личного смыслового процесса.

Информация имеет одностороннюю связь с мировыми смыслами. Восприятие ее непременно опирается на смысловой багаж индивида, но сама информация, в чистом виде, никаких новых смыслов индивиду не прибавляет. В процессе восприятия происходит явление привлечения их, априори пребывающих в личности. Это действие непременно этическое. Однако в случае рациональной информации индивид должен как бы сделать этическое усилие над собой, так как без сопереживания ему не удастся привлечь смысл. В случае же "этической информации" этого усилия не требуется, ибо сама информация способствует любви. Получается так, что заинтересованность в этической информации для человека естественна, а в рациональной - обусловлена необходимостью выживания.

Одна и та же информация имеет разную цену для разных людей, вызывает разные ассоциации, а смыслы универсальны, и рост информированности вовсе не свидетельствует об обогащении смыслами.

 

Литература.

Толстой Л.Н. Путь жизни. - М.: Республика, 1993. - с.432.

Чиворепла Лев. Образы сущего. Издание 5-е. -М.: Товарищество научных изданий КМК, 2009. - с.333.

 

Дата последней коррекции: 06.12.11

   

Hosted by uCoz